Загнанных лошадей пристреливают

Спецвыпуск
Москва, 30.09.2002
«Эксперт Урал» №36 (71)
Но это не единственный выход. Зауральскую экономику выправит комплексный подход к ее проблемам, считает губернатор Курганской области Олег Богомолов

- Олег Алексеевич, количество чиновников и ведомств окружного и федерального уровней, желающих сделать курганское "завтра" более светлым, не пересчитать. С чего вдруг такое внимание к экономически проблемному субъекту федерации?

- Меня порадовало количество "спасателей" нашей области... Но эффект от помощи федеральных ведомств порой сводится к эффекту худого ведра: пока несут, большая часть теряется. Вместо помощи проблемному региону с января 2001 года финансирование федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Зауралья фактически свернуто.

Кризисные явления в экономике нашей области носят системный характер. Это прямое следствие политики, которая проводилась в России в последние десять лет. По большей части пострадали те сферы производства, на которых, собственно, и стояла зауральская экономика, - оборонный комплекс и АПК.

Сегодня важно внимание не столько к отдельным территориям, плавающим в пучине несправедливых экономических условий, сколько к государственной политике, которая эти условия создает. Мы готовы объединить наши усилия с федеральными структурами, прежде всего - разобраться в объективных причинах кризиса зауральской экономики. Курганский опыт их преодоления будет интересен многим субъектам федерации.

- Полпредство УрФО склонно винить в бедах области ее руководство: управляете неэффективно, трансферты тратите не по назначению, местные чиновники коррумпированы. При этом финансовые и прочие проверки, инициированные наместником президента РФ на Урале, ничего крамольного не выявили. Как вы строите взаимоотношения с чиновниками полпредства?

- Приветствую любую проверку, направленную на конструктив, на то, чтобы я увидел свои промахи. Чем больше проверяют, тем выше степень интеграции сотрудников администрации области и работников полпредства.

Результаты проверки, каждая цифра в отчетах обсуждались на совместных встречах - непроверенная и неправдивая информация отметалась. В итоге родилось письмо Латышева премьеру Касьянову, в котором обозначены причины кризиса, его системность и прямая зависимость от политических и экономических процессов в России. А беспочвенные обвинения оставим на совести некоторых екатеринбургских журналистов.

- На встрече полпреда с президентом Путиным так и не был найден действенный механизм вывода Курганской области из экономической стагнации. Чем может помочь Курганской области полпредство? Какие меры должен принять федеральный центр, дабы подтянуть экономику Зауралья?

- Встреча и не предполагала появления конкретных методов. Глава государства дал поручение председателю правительства рассмотреть комплекс мер по поддержке Курганской области. Мне не раз приходилось встречаться с президентом лично, и Владимир Владимирович прекрасно осведомлен о ситуации, которая складывается в Зауралье.

Среди первоочередных мер, которые могут принести отдачу в ближайшем будущем, приоритет нами отдан тяжелому машиностроению, обеспечению заказами предприятий оборонного комплекса, снижению тарифного бремени на производственный комплекс области. Ведь до сих пор небогатая Курганская область вынуждена рассчитываться по самым высоким в УрФО тарифам за электроэнергию. Создание единого тарифного поля на Урале (или хотя бы с Тюменской областью) могло бы значительно облегчить расчеты с энергетиками, сократить долги, оживить промышленность и агропромышленный комплекс. Не обойтись и без поддержки сельского хозяйства. Катастрофически стареют основные фонды, и без лизинга под гарантии сельхозпроизводителей придется туго.

Мы не требуем от государства прямых инвестиций в производство. Нужны рыночная инфраструктура и комплекс мер по поддержке отечественного товаропроизводителя. Если государство решит свой блок проблем общероссийского характера, сбыть продукцию и уплатить налоги бизнес сможет. Нам сейчас нужен не либерализм, а прагматизм.

- Программа оздоровления экономики Курганской области, разработанная Уральским отделением РАН, вас не устроила. После вашей критики она отправлена на доработку. Какова ее судьба?

- Проект был подготовлен по заказу областного правительства и оплачен из бюджета нашей области. Это товар, значит, мы должны иметь безукоризненный документ. С тем вариантом, который ранее представлялся администрации области и полпредству, выходить на уровень президента и федерального правительства было нельзя. Думаю, ученые поняли, что нам нужно.

Теперь проект дорабатывают. Мы подняли много проблем, не отраженных в первоначальном варианте. Я убежден, что необходимо строить расчеты не на перераспределении природной ренты (как это было в проекте), а на реальных шагах в определенных экономических условиях.

- В августе администрация области утвердила собственную программу развития региона в 2003 году. Назовите ключевые моменты документа.

- Программа областного правительства направлена на поддержку реального сектора экономики, повышение эффективности управления собственностью, разумную налоговую политику, способную стимулировать рост производства. Общая стоимость программы - более 20 млрд рублей. Основными источниками финансирования станут областной - 3,4 млрд рублей (16,7%) и федеральный бюджет - 5,6 млрд (27%). За счет собственных средств предприятий будет профинансирован 21% расходов, еще 34% предполагается изыскать из государственных внебюджетных фондов.

Результатом реализации программы станет рост валового регионального продукта на 2,4%, рост промышленного производства до 2%. Мы прогнозируем рост среднедушевых денежных доходов населения на 20 - 25%.

- Курганская область по меркам других субъектов УрФО - бедный регион. Как выглядит Зауралье на общероссийской карте территорий-реципиентов?

- Сегодня в России 17 регионов-доноров. В 1993 году их было 35, а в 1997-м всего 8. Меняется рыночная конъюнктура, налоговая политика, число самодостаточных регионов. Но не меняется тенденция: абсолютное большинство регионов нуждается в поддержке федерального центра. Замечу, вера в обретение самодостаточности - миф. Никогда большая часть территорий не пополнит список регионов-доноров.

Структура УрФО уникальна. Из шести субъектов пять принадлежат к элите российских регионов. На их фоне мы выглядим бедно. В целом же по России Курганская область относится к регионам-"середнякам" и занимает 45 - 47 место по большинству позиций. Хотя есть и парадоксы. Например, наша область в лидерах по количеству частных автомобилей. Мы сравнялись по этим показателям не только с соседями, но и развитыми регионами северо-запада России.

Нас сравнивают с Ямалом, Ханты-Мансийском, со Свердловской и Челябинской областями. А что сравнивать, когда структура валового продукта совершенно другая? У кого 40% АПК в области еще есть? В Свердловской и Тюменской областях - 8, в Челябинской - 12, в ХМАО - ноль. Возьмите валовый внутренний продукт, поделите его по доходности: Ямал: 90% - рента, 5% - труд и 5% - амортизация. Курганская область: 87% - труд, 5% - рента и 8% - амортизация. Так что курганцы работают, а не пузо на солнце греют, как это может показаться.

Беда в том, что наш труд сегодня ничего не стоит. Раньше мы на кило зерна могли купить пять литров солярки, сегодня за литр солярки я должен отдать восемь кило зерна. Молоко в два раза дешевле минералки! А возьмите эти многострадальные "ножки Буша". Четыре года я восстанавливал птицефабрики, поднял практически все, что было развалено челябинскими, свердловскими, местными инвесторами. Сейчас это все коту под хвост: американцы демпингуют, мы "летим". Собираемся в ВТО, так давайте сначала своего производителя защитим! Голландия вот входит и в ВТО, и в Евросоюз. Тем не менее пошлина на ввоз мяса там - 250%. У "супербогатой" России - ноль. Что при таком раскладе от нас требовать?

- А как вы оцениваете бюджетную политику государства, построенную на вытягивании из регионов большего количества средств?

- Президент ведет правильную политику выравнивания регионов по их социально-экономическому развитию. Считаю, к примеру, что президент прав, когда говорит о справедливости в распределении доходов от природной ренты.

- Но, по мнению глав субъектов-доноров, такая политика государства мешает развиваться регионам-реципиентам. Получается, что чем лучше работает донор, тем больше забирает центр. Забирает, чтобы перераспределить между регионами-реципиентами. Может быть, Курганская область не спешит выправить экономику, боясь потерять трансферты?

- Не должны все финансовые средства аккумулироваться в сырьевых территориях.

Может быть, некоторым губернаторам сырьевых регионов-доноров и будет труднее решать задачи, но ситуацию, когда бюджетная обеспеченность на одного жителя в разных регионах отличается в десятки раз, дальше терпеть нельзя.

- В Курганской области есть самодостаточные муниципальные образования?

- Два года назад без трансфертов и субвенций обходился Курган. Теперь и он получает дополнительную помощь из областного бюджета. Есть территории, где дотации составляют до 80% бюджетов.

- Надо полагать, именно дотационность столицы Зауралья стала причиной обострения отношений между вами и мэром?

- Время беззубой и мягкотелой власти прошло. В Кургане полгода отсутствует горячая вода в квартирах горожан. Долги города за горячую воду и тепло достигли полумиллиарда рублей, и у меня есть обычные требования к муниципальным служащим. Есть еще и менталитет людей: они ведь власть не разделяют на государственную и муниципальную. Для них она одна - плохая или хорошая.

- Как должны строиться взаимоотношения между субъектом федерации и муниципальной властью, есть ли у вас рецепты для комиссии Козака, которая занята разработкой концепции "вписывания" муниципалитетов в вертикаль власти?

- В Зауралье 459 муниципальных образований - это слишком много. Мы провели социологические исследования и выяснили, что 50% опрошенных высказываются за район как единое муниципальное образование. Теперь приступаем к процессу постепенного реформирования системы местного самоуправления. Ведь реально все проблемы решаются главой района. Первый этап преобразований в порядке эксперимента по результатам референдума будет проходить в шести территориях. Что получим? Повышение эффективности власти, управляемости территорий, экономию бюджетных средств, повышение инвестиционной привлекательности районов.

- Судя по тому, что в Зауралье в последние месяцы зачастили делегации, состоящие из представителей крупного зарубежного и отечественного бизнеса, такого рода преобразования не беспочвенны. Какие отрасли интересуют потенциальных инвесторов в первую очередь?

- В августе мы подписали с Восточным комитетом германской экономики протокол, в котором обозначены проекты и предприятия области, интересные для потенциальных инвесторов из ФРГ. Документ предусматривает содействие в создании в Зауралье сети машинно-технологических станций в агропромышленном комплексе, строительство кирпичного завода с использованием германского оборудования. Главы ряда корпораций дали согласие оплатить не только учебу, но и стажировку нашей молодежи на предприятиях с мировым именем. Приезд таких гостей свидетельствует об интересе к нашему региону. Слухи об экономической смерти Зауралья сильно преувеличены. Это, к слову, подтверждает и ваш журнал: Курганская область, по данным "Эксперта", входит в число регионов, где снижаются инвестиционные риски. Это плюс политическая стабильность и привлекает потенциальных инвесторов.

- Но согласитесь, вкладывать деньги в область, где самые высокие тарифы по УрФО, - определенный риск. Разрешит ли энергокризис Зауралья создание Уральской управляющей энергетической компании?

- В огромной России еще долго не будет даже предпосылок для создания децентрализованной энергосистемы. Сегодня она функционирует, подчиняясь командам из единого центра. Это нормально, если рубильник в руках государства. Но после акционирования энергосистемы у частных хозяев рубильника появился свой интерес, который порой сильно отличается от интересов общества и государства. Сейчас получается, что в границах субъекта должна существовать самодостаточная энергосистема. Эти нестыковки, надеюсь, носят временный характер. Раздел страны на энергетические районы, в данном случае укрупнение бизнеса, пойдет только на пользу. Будет десяток мощных энергокомпаний, которые смогут обеспечить единую тарифную политику внутри энергетического района.

В этой связи интересен механизм работы будущей управляющей компании. Тюменьэнерго - самодостаточная система, а тарифы в ней самые низкие в стране. В Курганской области все наоборот. Единственный выход вижу в объединении тарифного поля двух энергетических компаний и вывода за счет этого зауральской экономики из тисков неплатежей. Если будет продолжена политика выдавливания долгов и повышения тарифов, результата не будет. Загнанных лошадей пристреливают.

- Без пальбы по лошадиным силам никак?..

- Почему же? Но наши добровольные помощники должны осознать: точечная подпитка, направление средств только туда, где совсем плохо, неэффективно. Экономику Курганской области необходимо выправлять комплексно: энерготарифы - АПК - машиностроение.

У партнеров

    Реклама