"Nord-Ost" повторится?

Власти Удмуртии не могут найти управу на взрывоопасный источник национализма

Министерство печати Удмуртии обвинило газету регионального отделения Союза мусульман России "Саф ислам" ("Чистый ислам") в разжигании национальной и религиозной вражды. Причина в том, что последний выпуск газеты "Саф ислам" опубликовал резолюцию "митинга защитников Отечества от агрессии Москвы, посвященного 450-летию разрушения татарского государства", который прошел в Казани 13 октября. Резолюция, как и авторский комментарий главного редактора газеты Ирека Хисамутдинова, щедро сдобрена патетическими эскападами типа: "не допустить строительства христианских культовых учреждений на территории, пропитанной кровью татар-мусульман в борьбе за святое дело".

Митинг по жертвам Ивана Грозного, собравший до тысячи активистов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), пестрил плакатами "Долой колониализм в России", "Долой диктат Москвы", "Свободу народам России". "Два народа в России объявили декларацию независимости: татары - в 90-м году и чеченцы - в 91-м. Но татары, в отличие от чеченцев, не могут подняться на вооруженную борьбу. В Центральной России подниматься на такую борьбу - это уничтожить себя", - досадует Ирек Хисамутдинов.

Газета "Саф ислам" с восторженным описанием казанского "мероприятия" появилась в Ижевске ни раньше ни позже - 25 октября, когда страна на грани нервного срыва дожидалась развязки "норд-остовского" кошмара. По окончании политического триллера Министерство печати Удмуртии оценило материалы "Саф ислам" как разжигающие национальную и религиозную вражду, но было поздно: тысячный тираж уже разошелся по республике.

"Саф ислам" не впервые уличается в национализме. Начальник регионального Управления Минпечати РФ (МПТР) Нина Никитина рассказала "Эксперт-Уралу", что два года назад газета находилась под угрозой запрета, но в официальном предупреждении чиновники МПТР по ошибке назвали "Саф ислам" журналом и на этом основании отступились.

Республиканский министр печати Сергей Васильев разводит руками: мол, сделали все, что могли: предупредили об ответственности, отправили документы в прокуратуру. Сергей Флорович, кажется, уверовал в сакральное бессмертие четырехполосного чудовища. "Ну, закроют газету "Саф ислам", они зарегистрируют "Саф ислам - сегодня", потом "Саф ислам - сегодня и завтра", и так до бесконечности", - сокрушается министр.

А Ирек Хисамутдинов, довольно влиятельная личность в татарской общине Удмуртии, без тени смущения заявляет местным телевизионщикам, что "готов подписаться под каждой статьей и сегодня". То есть после ужаса "Норд-Оста".

Как не вспомнить в связи с этим годовой давности "дело" газеты "Русская община Екатеринбурга"! "Наиболее жизнеспособны, лучше приспосабливаются к изменениям в мире те народы, в которых наиболее сильно развит национализм, голос крови, стремление сохранить свой род. Нам, русским, нужно взять на вооружение русский национализм и защитить свое историческое, завоеванное нашими предками жизненное пространство", - заклинал листок. Примечательно, что название этой статьи будто слизано с плакатов казанского "национально-освободительного" митинга: "Как бороться с оккупацией".

Содрогнувшиеся руководители екатеринбургских национальных организаций принесли протест в Свердловскую областную прокуратуру. А президент Еврейской национально-культурной автономии Михаил Оштрах добавил от себя, что издающиеся с благословения Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского "Православная газета" и журнал "Православный вестник" также "грешат" антисемитизмом и неуважительными выпадами в адрес лютеран, католиков и мусульман. Прокуратура возбудила уголовное дело и... закрыла его по причине отсутствия состава преступления.

Ревнители независимости в Татарстане подкрепили слова конкретными действиями: митингу казанских националистов предшествовал разгром строящейся в Набережных Челнах православной часовни. Во время всероссийской переписи населения подвергались притеснению кряшены - немногочисленный православный тюркский народ, компактно проживающий в Татарстане. По сообщению пресс-службы национально-культурного движения, жителей кряшенской деревни Гришкино заставляли записываться татарами под угрозой отключения газа и увольнения с работы.

Всякий раз, когда смрадный дух национальных и религиозных конфликтов прорывается на страницы СМИ и многолюдные площади, обычно неробкое российское чиновничество впадает в какое-то священное оцепенение. Или, наоборот, самоуверенно взирает на смутьянов как на безвредных блаженных. Или, как, видимо, в Татарстане, просто молча наблюдает за происходящим. Но в любом случае - не действует! Деликатность? Нет - безответственность, недальновидность.

Государство, где титульная нация (в Татарстане - татары, в России - русские) безнаказанно демонстрирует великодержавное высокомерие, где неславянский разрез глаз и черный волос служат автоматическим пропуском в столичный милицейский "обезьянник", а белокурому школьнику приходится отдуваться за Ивана Грозного, где прохожие на всякий случай сторонятся выходцев с Кавказа, а лавочник в тюбетейке прячется от недоростков-скинхедов, обречено на "Норд-Ост".

Единственный спасительный рецепт - четкое исполнение закона, одинаково жесткое к любому националисту. Даже если он в большинстве, при должности и погонах. В противном случае Иреку Хисамутдинову впору переименовать свою газету в "Nord-Ost forever".