Лучше - бывает

Инна Гладкова
24 ноября 2003, 00:00
  Урал

"Регулирование" страхового рынка в интересах политиков оплачивают страховщики и их клиенты

Страховой рынок Урала, как и всей России, набирает обороты: в первом квартале этого года он вырос на 12%, по итогам полугодия - на 17%, за 9 месяцев работы - на 26%. Подъем мог быть еще больше, однако интересы страховщиков, пытающихся вывести бизнес на новую высоту, вошли в противоречие с интересами власти, готовой растоптать в погоне за голосами избирателей ростки одного из важнейших для экономики страны рынков.

Внутренний импульс - вверх

Почему страховой бизнес все же развивается несмотря ни на что? Положительную динамику обеспечивают внутрирыночные процессы. Во-первых, сохраняется спрос на сделки в сфере оптимизации налоговых отчислений. Многие крупные страховые компании, создавая позитивный образ, публично отказались от "зарплатных схем". Но пока есть спрос, будет и предложение: их место заняли не столь амбициозные игроки. И взлетели за короткое время на верхние строчки рейтингов: ограничение в налоговом законодательстве оказалось достаточно просто обойти. Поэтому страхование жизни, которое использовалось для "серых" схем, после серьезного снижения по итогам прошлого года и первого квартала нынешнего (7 и 12% соответственно) за 9 месяцев показало рост в 49%.

Во-вторых, все опрошенные участники рынка отмечают рост культуры страхования среди населения и менеджмента компаний. Перспектива введения ОСАГО подтолкнула граждан к изучению страховых продуктов. Это на фоне улучшения их благосостояния дало сильный толчок развитию добровольных видов. Например, взносы по добровольному медицинскому страхованию и страхованию наземного транспорта физических лиц увеличились по итогам полугодия на 53 и 44% соответственно. Темпы прироста по этим видам составили 63 и 99%: даже расходы на "автогражданку" не снизили активность населения в добровольном страховании. А вот страхование имущества физических лиц потеряло темп: 13% против 26% по итогам полугодия 2003 года. Понятно, что энтузиазм потребителя должен подогреваться очевидными выгодами. Именно это и продемонстрирует ОСАГО в период активных выплат. Уже сейчас при наступлении страхового события и выплаты страховки в компаниях можно услышать: "Так это правда, а не очередная "обдираловка"?!".

Отметим, что интерес населения к изучению спектра услуг страхования будируют сами игроки рынка. Первую и вторую позиции по динамике в нашем рейтинге занимают московские страховщики - " НИКойл-Страхование" и СОГАЗ. Значительные финансовые ресурсы позволяют им проводить крупномасштабные рекламные кампании. На уровне регионов по общему размеру взносов эти страховщики не выходят в лидеры, но в целом по стране берут свое широтой охвата территорий. Для региональных компаний решающее значение имеют наработанная клиентская база и лояльность страхователя. Так, третья по динамике " Северная казна" стала также третьей и по размеру премий в ОСАГО. В свете пробуждения интереса к страхованию показательна и шестая позиция компании " Урал-Рецепт": 88% взносов ее собраны по ДМС.

Предприятия, в отличие от граждан, давно имеют опыт обязательного страхования. Но столь массовой просветительской работы, как при ОСАГО, страховой рынок прежде не знал. В результате, если страхование имущества юридических лиц увеличилось по сравнению с прошлым годом всего на 3%, то страхование наземного транспорта в этом году растет все быстрее: 17% - за 6 месяцев, 60% - за 9.

Но самое большое положительное влияние на рынок оказывает улучшение экономической ситуации в стране. У предприятий появляются средства, чтобы проводить медицинские программы для работников, основанные на добровольном страховании. Соцпакет сегодня - конкурентное преимущество работодателя. Перспектива вступления в ВТО (касающаяся, в первую очередь, крупных российских компаний), обострение конкуренции на фоне стабилизации экономики ведут к поиску новых инструментов борьбы за лидерство. И таким инструментом, наконец, стало качество. Все большее число предпринимателей страхуются как производители товаров и услуг. В результате по итогам трех кварталов 2003 года рост премий в сегменте страхования профессиональной ответственности составил 33%. А вот добровольное страхование АГО снизило темпы до 27% (по итогам полугодия - 72%) по вполне понятным причинам: большинство страхователей считают размер выплат по ОСАГО достаточным, чтобы покрыть ущерб при ДТП.

Политические игры тянут вниз

Итак, общая картина на страховом рынке могла быть более радужной, если бы не предстоящие 7 декабря выборы в Госдуму РФ. И здесь удачно подвернулся закон об ОСАГО. Наиболее активная часть электората - экономящие на копейках пенсионеры. За возможность не платить по "автогражданке" они отдадут "спасителю" народную любовь вместе с голосами. Этот простой расчет привел к тому, что 14 октября депутаты приняли в первом чтении проект закона о переносе ОСАГО на год. Понятно, что разницу между законом и законопроектом, между первым чтением и третьим, видит далеко не каждый. Поэтому поток страхующихся по ОСАГО заметно сократился. Теперь, вдобавок к уже сделанным инвестициям в продвижение ОСАГО (в масштабах России - примерно 200 млн долларов), страховщикам приходится расходовать дополнительные финансовые и организационные ресурсы на разъяснительную работу. За непродуманные действия федеральных законодателей придется заплатить и многим автолюбителям: стоянием в очередях в декабре или штрафами после 1 января. Пока наш номер готовился к печати, судьба ОСАГО, правда, прояснилась: в Госдуму поступило отрицательное заключение президента на законопроект о переносе "автогражданки" на год.

Попытки вмешаться в страховой рынок предпринимаются властями и на региональном уровне. 23 сентября правительство Свердловской области приняло распоряжение "О концепции развития системы обязательного медицинского страхования на среднесрочную перспективу в 2004 -2005 годах". Сама концепция должна быть разработана к первому кварталу 2004 года, но областное правительство своим распоряжением уже сейчас предложило страховым медицинским организациям "заключать договоры со страхователями, в том числе договоры ОМС неработающего населения с уполномоченным органом государственной власти Свердловской области либо администрациями муниципальных образований". То есть, по мысли чиновников, договоры ОМС надо заключать не с гражданами, а со страхователями-юрлицами. На деле это может повлечь за собой передел страхового рынка. Тем самым монополия ТФОМСа в закреплении граждан за определенными страховыми компаниями просто заменяется олигополией отдельных компаний, аффилированных либо с органами власти, либо с влиятельными промышленными группами. Во многом аналогичная ситуация сложилась в Челябинской области, где в качестве инструментов "развития" рынка ОМС предлагаются тендеры - конкурсы на страхование неработающего населения. Общее в этих предложениях: мнение самого гражданина никто не спрашивает, он становится предметом торга за право защиты его интересов со стороны третьих лиц. Пока новый федеральный закон об обязательном медицинском страховании не введен в действие (в полную силу он должен вступить только в 2008 году), местные власти пытаются заработать на "регулировании" рынка. Гражданин при этом теряет законное право выбора страховой компании. Между тем ограничение выбора, как известно, влечет за собой увеличение цены и ухудшение качества оказываемых услуг, что, кстати, противоречит духу федерального закона.

Методы и информация

Рейтинг построен по размеру страховых взносов по добровольным видам страхования. В качестве вспомогательных показателей приведены страховые премии по отдельным видам страхования, а также размер выплат. В рейтинге представлены 25 компаний, включая филиалы инорегиональных страховщиков. Общее число компаний, которым разосланы анкеты для участия в рейтинге, - 61, из них ответили на вопросы 26. Все федеральные компании участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Большого Урала (Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Удмуртия и Башкортостан).