Машиностроители предлагают металлургам умерить аппетиты

24 мая 2004, 00:00
  Урал

Рост цен на металл в Челябинской области привел к спаду объемов производства в машиностроении. Победить негативную тенденцию можно только сдерживанием "аппетитов" металлургов, считают машиностроители и ученые региона.

По словам генерального директора ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Валерия Платонова, с февраля 2003 года по март 2004-го цены на ходовой металлопрофиль производства Магнитки и "Мечела" выросли практически вдвое. Между тем стоимость металла составляет не менее 30% в себестоимости продукции машиностроения. По данным ученых Челябинского госуниверситета, повышение цен на металл на 10% в год приводит к снижению объемов производства в машиностроении в среднем на 1,6%, а цена на продукцию самого машиностроения растет за тот же период на 4,8%. За последние 15 лет доля машиностроения в объеме промышленного производства региона снизилась с 20 до 13,3%, а черной металлургии - увеличилась до 60,6%. "Повышение цен на нашу продукцию на 1% дает снижение спроса на нее примерно на 2%", - рассказывает финансовый директор автомобильного завода "Урал" Сергей Гостев.

Профессор челябинского госуниверситета Владимир Белкин уверен, что для выхода из ситуации необходимы меры экономического регулирования на федеральном уровне: размер экспортных пошлин должен быть поставлен в зависимость от суммарных объемов вывоза металла, а импортные пошлины на номенклатуру, наиболее быстро дорожающую на внутреннем рынке, снижены. "Такие же меры следует принять и в отношении поставщиков сырья для металлургии, - считает Владимир Белкин. - Это поможет бороться с технологическим монополизмом, когда отрасли, стоящие в начале технологической цепочки, пытаются диктовать условия отраслям более высоких переделов".

Валерий Платонов заявляет, что государство должно потребовать от металлургов учета потребностей отечественного машиностроения. Это может обернуться двумя прейскурантами: для внутреннего и внешнего рынков. Но если государство позволяет металлургам покупать электроэнергию и газ по внутренним ценам значительно ниже мировых и создает благоприятные условия для транспортировки металла, оно вправе ожидать ответных шагов.

Свой рецепт спасения от бесконтрольного роста цен предложил Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Академик Виктор Ивантер считает, что надо запретить металлургам, во-первых, повышать цены более чем на 5% в месяц, во-вторых, наложить вето на экспорт с рентабельностью меньшей, чем у внутренних поставок.

В числе других способов разрешения конфликта между производителями и потребителями металла эксперты называют подписание долгосрочных контрактов на поставку по фиксированным ценам непосредственно с предприятиями. Сейчас лишь 3 - 5% производимого металла продается напрямую, остальное через трейдеров, что удорожает продукцию.

Челябинская область