В рынок будем только играть

20 декабря 2004, 00:00
  Урал

Перспективы реформирования энергетики и ЖКХ не ясны

Ровно год назад мы рассматривали итоги перемен-2003 в отраслях и, констатируя неопределенность с реформами, прогнозировали: эх, а как все развернется в 2004 году! Надежда на будущие реформы становится традицией - пафос "эх, а как все развернется", увы, будет присутствовать и на этот раз.

В 2003 году мы радостно приветствовали инициативу РАО "ЕЭС России" - создание коммунального оператора "Российские коммунальные системы" (РКС) - и говорили о том, что его региональные "дочки" наведут порядок в коммунальном бизнесе. А бизнес крайне сложен с точки зрения реформирования: он политизирован, тарифы в нем регулируются, износ инфраструктуры составляет 70 - 90%, законодательная база реалиям не соответствует.

За 2004 год пермяки, пионеры в деле продвижения бизнеса в коммунальную сферу, из проекта РКС вышли: не видят перспектив. "Свердловские коммунальные системы" нарастили присутствие в области, доведя количество обслуживаемых территорий до четырех (было три), подписали соглашения о сотрудничестве еще с четырьмя. Но дела не блестящи: и не потому что плохо работают, а потому что бизнес сворачивается на уровне Москвы. Он, похоже, весь перейдет к "Ренове", вернее, к ее дочерней структуре "Комплексным энергетическим системам" (КЭС), которая занимается обслуживанием проектов в энергосистеме и ЖКХ. Уже сейчас "Ренова" владеет более 35% РКС (10% своих плюс переданные 25% Газпромбанка).

КЭС более заметны на рынке коммунальных услуг, чем РКС: в Пермской области они работают на территории десяти муниципальных образований, в Свердловской - 58. "Дочки" КЭС в отличие от "дочек" РКС не заключали сначала соглашений о начале работы с правительством области, а потом - с территориями. Они прежде купили компании, которые уже работают на территориях, и лишь после подписали соглашение с правительством области.

Тарифная политика в ЖКХ за год прозрачней не стала, не сошло на нет и перекрестное субсидирование. А монетизация льгот, топорно разрекламированная правительством страны, ЖКХ не коснется по крайней мере еще год. Хотя льготами в коммунальной сфере пользуется более 40% населения страны - больше, чем в любой другой сфере. Сохранение финансирования ЖКХ из бюджета еще больше загонит отрасль в финансовый и технологический тупик: льготы, субсидии и дотации предоставляют органы власти, а доводят их до потребителя негосударственные операторы. Не смягчится и политизированность отрасли: не секрет, что многие льготы принимались из популистских соображений и финансово не обеспечены.

Казалось, живее идет реформа энергетики. В ноябре в Екатеринбурге зарегистрирована одна из первых в России оптовых генерирующих компаний - ОГК-5 (всего их будет десять: шесть теплогенерирующих, четыре - гидрогенерирующие). В ОГК-5 вошли Конаковская (Ростовская область), Невинномысская (Ставропольский край), Рефтинская и Среднеуральская (обе - Свердловская область) ГРЭС. Идет создание ОГК-3 (в ее составе Южноуральская ГРЭС), ОГК-4 (Сургутская ГРЭС-2). Решения о реорганизации приняты на уровне собраний акционеров во всех уральских энергосистемах, начался процесс межрегиональной интеграции генерирующих активов, распределительных сетей и выстраивания вертикальной структуры монопольных секторов ФСК, ЦДУ и системного оператора. АО-энерго разделяются, 10 декабря в Перми зарегистрирована первая в стране территориальная генерирующая компания - ТГК-9 (объединяет 14 небольших генераций в основном местного значения, в нее вошли генерации Свердловской и Пермской энергосистем).

В 2004 году на конкурентный рынок 5 - 15 (названный так по объему электроэнергии, которую можно продавать и покупать по свободным ценам) вышли Челябэнерго, Тюменьэнерго и Курганэнерго. Рынок успешно работает, однако, по словам председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, "исчерпал возможности и сам по себе дальше развиваться не может". Предложена новая концепция: на федеральном оптовом рынке энергетических мощностей, где цены будут регулироваться федеральной службой тарифов, станут заключаться двухсторонние договоры на 3 - 5 лет. Каждый потребитель оценит более выгодные для него условия: покупать электроэнергию по договору по регулируемой цене или на свободном рынке. За счет этого, полагают реформаторы, будет расти доля нерегулируемого сектора в переходный период.

Ключевой вопрос реформы - на каких условиях покупать и продавать ОГК - отложили было до начала декабря, но вместо заседания правительства прошел лишь Совет Федерации, который порекомендовал "синхронизировать вопросы энергореформы и реформы газовой отрасли". Это значит, что реформа энергетики опять откладывается.