Добровольная обязанность

20 декабря 2004, 00:00
  Урал

Государство фактически сложило с себя полномочия в деле обеспечения россиян достойной пенсией. Гражданам предстоит заботиться о старости самостоятельно

Пенсионную реформу невозможно рассматривать в отрыве от других экономических и демографических процессов в обществе. Изменения, произошедшие в этом году, во многом вызваны внешними факторами. Главный - налоговая реформа: снижение c 2005 года единого социального налога с 35,6 до 26%. С одной стороны, это увеличит доходы населения, снизит налоговую нагрузку на пенсионные взносы предприятий и, таким образом, стимулирует развитие негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, активизируется создание профессионального пенсионного страхования. С другой стороны - реформа вызовет уменьшение налоговых доходов в ПФР, что приведет к дефициту его бюджета в 2005 году оценочно в 165 млрд рублей. ПФР оказался вынужден искать источники покрытия будущего дефицита. Одной из жертв стала накопительная часть пенсии граждан старше 1966 года рождения, взносы работодателей за которых с 1 января 2005 года будут поступать в страховую часть пенсии, а не на пополнение пенсионных накоплений. Компенсация выпадающих расходов за счет накопительной части составит от 45 до 60 млрд рублей в год. Выигрыш государство, таким образом, получит незначительный, а доверие людей к реформе подорвано. И это главный отрицательный результат.

Лишение граждан среднего возраста накопительной части пенсии может быть объяснено государственными интересами. Остальные недоработки, на наш взгляд, связаны с лоббированием со стороны государственной управляющей компании Внешэкономбанка - единственной выигравшей в такой ситуации. Все это побудило ряд крупнейших компаний свернуть пенсионные программы. Так поступили УК "УралСиб", УК "Альфа-Капитал", входящие в десятку крупнейших. На решение оказала влияние и непонятная ситуация с налогообложением пенсионных накоплений. Кроме того, само государство фактически тормозило выбор граждан: НПФ могли привлекать накопительную часть один месяц вместо заявленных трех, ПФР некорректными заявлениями фактически дискредитировал управляющие компании.

Все это дало повод некоторым участникам рынка заявить о национализации накопительной части. Это не совсем отражает действительность: речь может идти об ущемлении прав граждан распоряжаться накоплениями. Но в этом, на наш взгляд, тоже есть плюсы. В ближайшие десять лет, по прогнозам Минфина и ПФР, темпы роста зарплаты будут превышать величину инвестиционного дохода. И если прогнозы правительства сбудутся, динамика роста страховой части опередит темпы роста накопительной части пенсии.

Ажиотаж вокруг накопительной части с самого ее "рождения" во многом создан искусственно. Дело в том, что только таким образом проблему снижения уровня жизни будущих пенсионеров решить невозможно. Коэффициент замещения (соотношение пенсии и средней зарплаты) превысит 0,2 только у граждан младше 1967 года рождения и зарплатой более 10 тыс. рублей. Для остальных групп необходимо развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения.

Механизмы негосударственного пенсионного обеспечения множественны: и услуги НПФ, и накопительное страхование жизни в страховых компаниях, и паевые инвестиционные фонды. К сожалению, пока в России не сформировалась соответствующая культура, нет традиции копить на старость. Поэтому здесь важную роль играет государственная политика. В июне правительство предложило ввести добровольное пенсионное страхование, в рамках которого государство обещает доплачивать 2% от зарплаты гражданам, которые самостоятельно копят себе на пенсию. Государственное стимулирование граждан самостоятельно заботиться о будущей пенсии приведет в итоге к более высоким пенсиям и создаст мощный инвестиционный ресурс для экономики. Добровольное пенсионное страхование может сгладить отрицательные последствия фактического провала реформы для пенсионной индустрии.

И база для этого есть. Те негосударственные пенсионные фонды, которые в такой экстремальной ситуации смогли привлечь клиентов, имеют все шансы на развитие в будущем. Причем Уральский регион значительно опередил всю Россию по участию населения в пенсионной реформе: "Большой пенсионный фонд", НПФ "Стратегия", НПФ "ЛУКойл-Гарант" втроем привлекли накопительную часть пенсий более чем 60 тысяч граждан, 25% рынка страны.