За рамки стереотипов

Ирина Перечнева
11 августа 2008, 00:00
  Урал

Власти Тюменской области вовремя воспользовались благоприятной конъюнктурой для стимулирования малого бизнеса. Чтобы закрепить тенденции, нужны новые управленческие технологии

За последние два года в Тюменской области резко выросло число малых предприятий. Обычно каждый год стабильно прибавлялось примерно по тысяче новых субъектов, а в 2007­м на рынок пришло 5 тыс. новых фирм и индивидуальных предпринимателей. В результате на начало 2008 года в области зарегистрировано 42,2 тыс. малых предприятий. Сравните: в соседней Свердловской, по численности населения почти втрое большей, действовало около 30 тысяч. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал среди малого бизнеса вырос на 30%, в 1,5 раза увеличились обороты. Сегодня доля малого бизнеса в валовом региональном продукте области составляет 21%, к 2020 году средний по стране показатель должен вырасти до 60%. Чтобы сделать такой рывок, нужны новые технологии развития малого предпринимательства, в том числе и управленческие.

Деньги +

Для Тюменской области, бюджет которой в значительной степени зависит от отчислений нефтяных и газовых компаний, работающих в соседних субъектах Югре и ЯНАО, поддержка малого бизнеса — не дань моде. Это реальная потребность в собственной базе налогоплательщиков. У власти нет другого выхода, кроме как системно выращивать эту базу. Именно поэтому в 2006 году правительство Тюменской области составило целевую программу и почти втрое (с 60 до 200 млн рублей) увеличило объем средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства. В 2008 году на эти цели предусмотрено уже более 300 млн рублей.

Директор департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков отмечает: начало реализации программы совпало с периодом благоприятной экономической конъюнктуры. Она спровоцировала увеличение деловой активности со стороны крупного бизнеса. «Сегодня на территории области реализуется 30 инвестиционных проектов на общую сумму 7,5 млрд евро, и ни один из них не обходится без помощи малых предприятий, которые выступают в качестве аутсорсеров и субподрядчиков, — рассказывает чиновник. — К примеру, только в строительстве завода “Бенат”, сданного в эксплуатацию в июле этого года, было задействовано 40 малых предприятий. Наша задача — поддерживать такие инициативы и создавать стимулы».

В принципе основной набор стимулов известен и с большим или меньшим успехом используется во всех регионах: это субсидирование ставки по банковским кредитам, предоставление гарантий банкам за предпринимателей, не имеющих достаточного обеспечения, выделение муниципалитетам субсидий для займов малому бизнесу, финансирование областной сети бизнес­инкубаторов, создание венчурного фонда. Однако тюменцам, на наш взгляд, удалось более четко расставить приоритеты и ввести под них инструментарий.

Во­первых, ставка сделана на компании, не просто инвестирующие в основной капитал, а нацеленные на другие рынки. Поэтому помимо традиционных методов поддержки в бюджете заложены средства на стимулирование производства качественных товаров и их продвижение. Предприятия могут получить компенсации затрат на участие в выставках или ярмарках и, что особенно важно, на оплату услуг по сертификации своих товаров. На 2008 год на эти цели заложено 1,7 и 2,1 млн рублей соответственно. По словам Вадима Шумкова, определенный результат уже есть: в 2007 году в структуре экспорта Тюменской области на 70% выросло число товаров несырьевого характера, на 25% увеличилось число компаний, занимающихся внешне­экономической деятельностью, причем половина из них — новички.

Вторая особенность подходов: создание мотивации для занятия населения предпринимательством. Чиновники всерьез относятся к этому нематериальному направлению, на организацию такой работы в программе предусмотрено 2,1 млн рублей. В первую очередь мотивация должна быть направлена на студентов, которые в скором времени выйдут на рынок труда. Для них сформирован цикл постоянных бесплатных семинаров в вузах об основах предпринимательства. Вторая целевая аудитория — начинающие экспортеры. Здесь предусмотрены специальные программы обучению работы с документами, таможней, банками и так далее. Третий блок — обучение предпринимателей правильному выстраиванию отношения с крупным бизнесом. Эта задача реализуется через проведение обучающих семинаров с участием потенциальных заказчиков. «С ТНК и Газпромом они уже пообщались, теперь планируем задействовать ряд других компаний, — объясняет Вадим Шумков. — Таким образом, все укладывается в четкую логическую цепочку: активно мотивировать людей заниматься предпринимательской деятельностью, обучать и консультировать тех, кто решил это делать и уже делает, помогать им финансово и максимально расширять инфраструктуру развития».

В точку

Пока сложно сказать, когда такого рода усилия дадут результат. По мнению директора Института предпринимательства и права УрФО Анжелики Гембарской, ответа на этот вопрос пока не получить хотя бы потому, что нет критериев оценки эффективности политики поддержки предпринимательства:

— Я проанализировала темы семинаров, которые заказывал департамент инвестиционной политики. Хорошие темы, но все они предназначены для повышения квалификации имеющих опыт предпринимателей. А может быть, есть потребность в организации семинаров для начинающих, чтобы дать практические механизмы управления бизнесом. Но для этого нужно разрабатывать принципиально иные подходы к развитию предпринимательской инициативы и среды. Сегодня требуются не программы, а стратегии развития этого сектора.

Год назад департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства сделал заказ на создание такого документа. В июле этого года проект стратегии развития малого предпринимательства Тюменской области был впервые представлен деловому сообществу для публичного обсуждения. Детально его изучив, мы нашли несколько довольно интересных идей и подходов.

Первый — изменение стереотипов при выборе приоритетов. Сегодня власти многих регионов действуют по шаблону: торговля выживет по­любому, будем поддерживать производство. При этом мало кто учитывает особенности развития экономики, территории, климат. Авторы стратегии предлагают отказаться от отраслевого подхода и брать за основу выбора приоритетов барьер входа на тот или иной сегмент рынка. Если, к примеру, в Тюменской области высок уровень платежеспособного спроса, то логично стимулировать развитие сегментов, которые направлены на его удовлетворение — услуги в области образования, здравоохранения, досуга, той же торговли.

Вторая тема для дискуссии — стратегическое планирование рынков сбыта. Пока правительство Тюменской области отдает предпочтение всем экспортерам. Возможно, есть смысл сконцентрироваться на наиболее выгодных направлениях. Для Тюменской области таким партнером может быть соседний Казахстан, в котором есть явно ненасыщенные и перспективные рынки сбыта, прежде всего строительный и потребительский. Задача власти — изучить их, представить бизнесу информацию об условиях входа, снять по максимуму возможные барьеры. Изменение подходов позволит Тюменской области закрепить наметившиеся тенденции и создать качественно иную предпринимательскую среду.