Ее величество неопределенность

Москва, 17.05.2010

Кинокомпанией «Парамаунт» много лет успешно руководила Шерри Лансинг — один из самых успешных менеджеров индустрии развлечений 90-х годов. Во времена ее правления «Форрест Гамп», «Храброе сердце» и «Титаник» получили «Оскар» за лучший фильм года, а кассовые сборы в течение двух лет были наиболее высокими за всю историю компании. Но ветер переменился, и Лансинг постигла полоса неудач: доля рынка, которую занимала «Парамаунт», за шесть лет сузилась с 11,4 до 6,7%, а средние кассовые сборы неуклонно падали. Пока все было в порядке, Лансинг за ее умение раскручивать не самые лучшие сценарии расхваливали коллеги и журналисты. Как только финансы компании пошатнулись, умение делать римейки и сиквелы ей стали ставить в вину. Руководство было недовольно, и вскоре Лансинг объявила об уходе из компании.

Насколько в неудачах была виновата сама Лансинг? История показывает, что провал вполне может быть объяснен чистой случайностью или непредсказуемостью успеха фильмов. Вскоре после ухода Лансинг компания выпустила в прокат «Войну миров» и «Все или ничего» — и всего лишь за одно лето сборы превысили совокупные показатели за последние десять лет, а акции компании выросли на 10%. Важное замечание: оба этих фильма готовились к прокату при непосредственном участии бывшего директора.

На основе этой и множества других историй Леонард Млодинов, ученый-физик и соавтор знаменитого Стивена Хокинга, доступно объясняет: часто случай решает все. Или почти все. В середине 1960-х будущий нобелевский лауреат психолог Дэниэл Канеман читал пилотам-инструкторам лекции о психологии обучения полетам, объясняя, что поощрение за удачный пилотаж приносит пользу, а наказание только вредит. Инструкторы сопротивлялись: если пилотов хвалить, то на следующий день они выполняют маневры гораздо хуже. Ругаешь — и прогресс налицо. Канеману удалось объяснить этот феномен за счет концепции «регрессии к среднему». У любого пилота есть средний уровень, который он может показать. Но в каждый отдельный день он совершенно случайно может сделать фигуру лучше или хуже, чем обычно. А на следующий день — с весьма высокой вероятностью вернуться к обычному уровню навыков. Вывод? Награждение или наказание здесь ни при чем, всему виной законы случайности.

«(Не)совершенная случайность» — пожалуй, самая увлекательная и доступная книга по теории вероятностей за всю историю этой науки: здесь нет формул, все закономерности автор объясняет на уровне элементарной логики и иллюстрирует бесконечным множеством примеров из реальной жизни. И — ответами на сотни вопросов. Каков шанс того, что фокус-группа, одобрившая товар большинством голосов, ошиблась? Не менее двух третей. Сколько матчей должны сыграть две команды, чтобы доказать, что одна из них сильнее другой с вероятностью 55%? Как минимум 269. Сколько понадобится времени, чтобы честно и тщательно сравнить производительность двух сотрудников? Десятилетия. Но самое главное: «(Не)совершенная случайность» не только о том, как работают законы вероятности, но и том, что люди склонны их игнорировать.

У партнеров

    Реклама