Разница — в позициях

Экономика и финансы
Москва, 22.04.2013
«Эксперт Урал» №16 (553)
Простое регулирование может быть намного жестче, чем сложное, убежден заместитель сопредседателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по экологической, промышленной и технологической безопасности, заместитель генерального директора УГМК Евгений Брагин

— Евгений Владимирович, почему диалог между властью и бизнесом в сфере экологии идет так тяжело?

— Сказывается разница в исходных позициях. Государство отвечает за охрану окружающей среды для граждан, а бизнес занимается зарабатыванием прибыли для собственников. Кажется, точек соприкосновения нет, поэтому стороны не хотят садиться за стол переговоров. Этот менталитет надо менять. У нас интересы — общие.

Проблему усугубляет специфика российского регулирования: по сравнению с европейским оно избыточно. В российском законодательстве слишком много предписывающих норм. Каждый шаг предприятия обязательно чем-нибудь регламентирован. Поэтому когда мы начинаем говорить о диалоге, о необходимости нахождения компромиссов, перед нами сразу появляется гора документов, которые надо учесть и согласовать. Для движения вперед нам необходимо резко упростить эту систему. Мы готовы доказать Минприроды на примерах, что простое регулирование может быть намного жестче, чем сложное. Потому что в большом количестве норм и требований всегда легче увернуться.

Впрочем, в начавшейся дискуссии по поводу принятия инициатив Минприроды есть и положительный элемент. Сегодня бизнес, который обычно мало интересовался экологическими проблемами, постепенно начинает задавать вопросы: а зачем нам та или иная система? Зачем тот или иной норматив? И это хорошо, это одно из ключевых условий для продолжения диалога. 

— В чем недостатки пакета новаций Минприроды?

— Все проблемы вытекают из отсутствия четкой концепции, понимания предмета регулирования и поставленных задач. К примеру, возьмем законопроект «об экологическом нормировании». Логика чиновников следующая: сейчас мы примем новый закон, вся промышленность по нему купит новые технологии, произойдет модернизация, в экологическом плане эффективность значительно возрастет. Так нельзя подходить к решению сложнейших задач: попытка выработать один показатель для всех утопична по природе. Есть куча примеров, когда в рамках одной отрасли, одного типа производства по самым разным причинам он будет сильно отличаться. Мы предлагаем не придумывать механизм нормирования, а создать механизм правового регулирования. В этом принципиальное отличие наших подходов. Надеюсь, со временем они сблизятся. Но пока это расхождение мешает нам принимать действующие и эффективные экологические законы.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №16 (553) 22 апреля 2013
    Энергоэффективность
    Содержание:
    Неприкаянная гигакалория

    Энергоэффективность не стала приоритетом для бюджетных организаций, а частные компании, заинтересованные в экономии ресурсов, наталкиваются на некомпетентность и демпинг. Первым нужен кнут — срезание финансирования, вторым требуются экспертиза и гарантии

    Реклама