Поддерживаем местное

Общество
Москва, 16.09.2019
«Эксперт Урал» №38 (808)
Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты ежегодного исследования корпоративной благотворительности на Урале

Восемь лет мы отслеживаем базовые показатели корпоративной благотворительности и волонтерства. В этом году решили сузить фокус и выбрали для рассмотрения две темы. Основная — поддержка местных сообществ, а в рамках нашей премии «Рука друга» — поддержка людей с ограниченными возможностями.

Выбор первой темы не случаен: напомним, в прошлые годы почти треть совокупных средств, направляемых на благотворительность участниками наших исследований, приходилась на поддержку местных сообществ. Три четверти опрошенных в этом году компаний и корпоративных благотворительных фондов реализуют программы или выделяют средства на поддержку сообществ на территориях присутствия. Вектор приложения сил и средств во многом обусловлен тем, что благотворители входят здесь в число крупных работодателей. А поэтому заинтересованы в развитии социальноэкономического потенциала территорий, удержании на них трудовых ресурсов, формировании благоприятной жизненной среды для сотрудников и их семей. Это путь к обеспечению собственного устойчивого развития.

Основные сферы оказания помощи — образование и социальная защита (по 15% ответов опрошенных, можно было выбрать несколько сфер), здравоохранение и медицина (13% ответов), культура, досуг и спорт, экология и защита окружающей среды (по 11% ответов). Менее популярна поддержка местных СМИ и религиозных организаций (по 6% ответов), обустройство территорий и поддержка малого и среднего бизнеса (по 5% ответов). 

В разрезе благополучателей картина следующая: почти четверть (24%) оказанной в прошлом году поддержки пришлась на людей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто нуждался в лечении или операциях (хотя людей с ограниченными возможностями здоровья поддерживают только половина из восьми компаний и благотворительных фондов, принявших участие в исследовании). Вторая по объему поддержки сфера — социальная: она включает в себя помощь пожилым и ветеранам (16%), детям — сиротам и беспризорникам (10%), многодетным семьям и матерям-одиночкам (по 4%). На созидательную деятельность — помощь молодым талантам, деятелям культуры и науки, спортсменам — суммарно пришлось 18%.

Почти четверть объема поддержки приходится на людей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто нуждался в лечении или операциях 028_expert_ural_38-.jpg
Почти четверть объема поддержки приходится на людей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто нуждался в лечении или операциях
Постоянная поддержка выбранных благополучателей - стратегия работы на территориях присутствия 028_expert_ural_38.jpg
Постоянная поддержка выбранных благополучателей - стратегия работы на территориях присутствия
 

Поддерживать выбранных благополучателей (граждан или организации) чаще всего предпочитают на постоянной основе (15,8% ответов респондентов) — для компаний это стратегические партнеры в повышении качества жизни на территориях присутствия. Также востребованы среди опрошенных поддержка через НКО и выделение грантов (по 13,2% ответов), прямая помощь по запросам (13,1%).

В такой щепетильном деле, как поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья, наши респонденты чаще оказывают помощь напрямую по запросам нуждающихся в помощи или НКО, благотворительных фондов, волонтерских организаций, специализирующихся в этой сфере. При этом компании готовы не только брать на себя бремя помощи, но и стремятся привлекать к поддержке сотрудников — как волонтеров или жертвователей.

Бизнес заинтересован в формировании благоприятной жизненной среды и развитии жителей территории присутствия 029_expert_ural_38-1.jpg
Бизнес заинтересован в формировании благоприятной жизненной среды и развитии жителей территории присутствия
Компании стремятся привлекать сотрудников в качестве волонтеров или жертвователей 029_expert_ural_38-2.jpg
Компании стремятся привлекать сотрудников в качестве волонтеров или жертвователей

 Подробнее результаты исследования будут представлены 24 сентября 2019 года на IX Межрегиональной конференции «Благотворительность на Урале: развитие местных сообществ» в Екатеринбурге (http://www.acexpert.ru/events/).  

Методы и информация

В рамках исследования аналитический центр «Эксперт» с 2011 года отслеживает изменения в сегменте социальной ориентированности бизнеса, наличие и поддержку корпоративных программ. Источником информации служат анкеты компаний. В исследовании принимают участие компании, ведущие деятельность и реализующие благотворительные программы на территории Урало-Западносибирского региона. Благодарим за участие в исследовании: АО «Русская медная компания», аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России, Благотворительный фонд «Синара», макрорегиональный филиал «Урал» ПАО «Ростелеком», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», ПАО «Северский трубный завод», ПАО «Уральский банк реконструкции и развития», ПАО «Энел Россия». 

Создать возможности для развития 

Президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая  029_expert_ural_38-3.jpg
Президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая

О том, что побуждает корпоративный бизнес заниматься поддержкой местных сообществ и людей с ограниченными возможностями здоровья, рассказывает президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая ве 

— Поддержка местных сообществ — один из приоритетов оказания системной помощи на территориях присутствия предприятий Группы Синара и ТМК. За годы сотрудничества с НКО парт нерство местных сообществ, консолидация усилий, в том числе и финансовых, стали реальным инструментом для решения проблем на местах. Для нас тренд — это инициатива, в результате которой самоорганизующиеся группы по интересам решают проблемы той или иной территории. Очевидно, что местные сообщества способны это делать, причем часто очень эффективно и на высоком уровне. Они чутко реагируют на местную повестку, ощущают потребности и в состоянии аккумулировать местные ресурсы, причем не только денежные. Для наших предприятий, попечителей фонда, важен тот факт, что участниками местных сообществ становятся наши же сотрудники, которые могут быть успешно вовлечены в деятельность по развитию территорий. Замечательный пример такого подхода мы наблюдаем в Полевском городском округе, когда местное сообщество Попечительский совет ПГО включает в себя представителей Северского трубного завода, городскую администрацию, эффективных менеджеров местных предприятий, неравнодушных горожан. Результатом работы становятся масштабные благотворительные и творческие фестивали, ярмарки, реконструкции, строительство и обустройство территорий, культурные и спортивные инициативы, развитие образовательных технологий для детей и взрослых, объединяющие горожан. Ярким примером сотрудничества ТМК, БФ «Синара» с Попечительским советом в 2019 году стал проект «Лига управленцев», который стартует в сентябре. Он направлен на выявление лучших специалистов, создание кадрового резерва для развития территории. Участником может стать любой гражданин РФ (подробные условия проекта на сайте Лигауправленцев.РФ). 

Другой важный механизм, который также показал эффективность, — объединение вокруг важной социальной задачи партнеров наших предприятий-попечителей. Так, второй год подряд благотворительный проект по созданию комфортной городской среды в КаменскеУральском поддерживают предприятияпартнеры Синарского трубного завода. В итоге мы не только получаем дополнительное финансирование нашей инициативы, но и расширяем круг единомышленников, разделяющих подход ТМК к реализации социальных программ. Развитие волонтерского движения на предприятиях — это также необходимый сегодня инструмент взаимодействия с местным сообществом. Добровольный вклад сотрудников приносит не меньшую пользу и компании, а не только НКО, принимающей такой род «пожертвования». Сотрудники становятся реальным участниками социальных инвестиций, инициаторами и проводниками идей. 

Поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья — очень понятное для благотворительных инициатив направление. Нет практически ни одного человека, кто бы на личном опыте не убедился, что это непростая история, она требует участия и внимания со стороны общества. Нашим попечителям понятны проблемы НКО, которые реализуют проекты, направленные на организацию помощи людям с проблемами здоровья. При этом следует подчеркнуть, что фонд вовсе не делает особые преференции для благополучателей, ведущих такую работу. Они так же, как и другие наши партнеры, проходят процедуру оценки эффективности. Такой подход создает возможности для развития, а не только дотационных вливаний в решение ситуативных проблем и запросов.

Сегодня мы фокусируем внимание на ранней помощи и диагностике проблем здоровья, поскольку видим перспективы: чем раньше будет оказана помощь, тем выше вероятность положительной динамики улучшений, больше шансов на компенсацию проблем. Мы активно работаем с НКО, оказывающими ресурсную поддержку такой категории благополучателей. Из проектов 2018 года хотелось бы отметить сотрудничество с Ассоциацией «Особые люди». Вместе мы реализовали проект «Чудоярмарка» в Ельцин центре, в ходе которого собирали средства на создание зала для занятий детей с разными видами ОВЗ в помещении ассоциации. Оборудование уже установлено, проводятся специализированные занятия для благополучателей. В марте 2019 года БФ «Синара» запустил новый проект «Детская больница без боли». Цель — широкое распространение самых современных малоинвазивных методик при хирургических вмешательствах, а также создание комфортных условий для проведения медицинских манипуляций с наименьшим для детей стрессом. Сегодня собрано более 17,5 млн рублей, на которые БФ «Синара» закупил для ОДКБ (Екатеринбург) оборудование и препараты. В некоторых случаях одна процедура может навсегда избавить детей от сложного диагноза.

Постоянная поддержка выбранных благополучателей - стратегия работы на территориях присутствия
Почти четверть объема поддержки приходится на людей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто нуждался в лечении или операциях
Бизнес заинтересован в формировании благоприятной жизненной среды и развитии жителей территории присутствия
Компании стремятся привлекать сотрудников в качестве волонтеров или жертвователей

У партнеров

    Реклама