Интервью

Американцы заполняют баки

Цены на бензин в США опустились до четырехлетнего минимума

Американцы заполняют баки
Фото: Etienne Laurent/EPA/ТАСС
Литр бензина, аналогичного марке Аи-92, в США 1 декабря можно было купить в среднем за $0,79. Опрошенные «Экспертом» аналитики указали на сильную зависимость американского топливного рынка от мировых цен на нефть. В России Аи-92 в пересчете на доллары США стоит, с учетом нынешнего укрепления рубля, $0,85 за литр, а цены на дизельное топливо в двух странах практически сравнялись.

Курс сближает цены

Средняя цена бензина марки Regular (аналога российского Аи-92), самого продаваемого в США, 4 декабря впервые с мая 2021 г. оказалась ниже отметки $3 за галлон (3,785 л) — $2,99, следует из данных Американской автомобильной ассоциации. Эта некоммерческая организация ежедневно анализирует ценовую информацию с 120 тыс. АЗС на территории США. Бензин Midgrade (аналог российского Аи-95) стоил 4 декабря $3,5 за галлон, марка Premium — $3,85. Галлон дизельного топлива обошелся американцам в среднем в $3,73.

Данные о снижении стоимости бензина на американских заправках подтверждаются и Управлением энергетической информации (EIA) Минэнерго США. По оценке ведомства, цена бензина Regular за неделю, закончившуюся 1 декабря, в среднем составила $2,98 за 1 галлон, марки Midgrade — $3,57, марки Premium — $3,94, дизельного топлива — $3,76. При этом стоимость топлива сильно разнится в зависимости от штата. Так, например, дороже всего обходится бензин Regular в Калифорнии — $4,47 за галлон. А дешевле всего в Оклахоме — $2,37.

При этом в течение всего 2025 г. не было заметной волатильности стоимости бензина в США. Средняя цена бензина Regular находилась в среднем на уровне $3–3,1 за галлон. Максимальной за год стала цена $3,24 в начале июля, а минимальной — $2,98 в начале декабря. Стоимость галлона бензина Midgrade колеблется весь год в пределах $3,5–3,7, дизельного топлива — в диапазоне $3,4–3,8.

Если сравнить стоимость бензина в России и США, то, по подсчетам «Эксперта» на основе данных Росстата и Минэнерго США, бензин Аи-92 в России к 1 декабря стоил $0,85, а в США — $0,79. Бензин Аи-95, напротив, в России был немного дешевле — $0,88 против $0,94 в США. Розничная цена дизельного топлива и в России, и в США находилась примерно на одном уровне — $0,99. Такое сближение цены стало возможным в основном из-за укрепления курса рубля, который 5 декабря достиг максимума с февраля 2023 г.

При этом, по данным Росстата, с начала года по 1 декабря бензин подорожал на 11,2% при уровне инфляции 6,6%, дизельное топливо стало дороже на 7,6%. Средняя цена бензина Аи-92 по России на 1 декабря составила 64,87 руб./л, бензина Аи-95 — 66,92 руб./л, дизеля — 75,48 руб./л. Подорожание топлива на российских заправках в 2025 г. отчасти связано с возникшими в конце лета — начале осени проблемами с предложением из-за ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. О мерах, предпринятых правительством РФ для стабилизации топливного рынка ранее писал «Эксперт».

Почему топливо дешевеет

Стоимость нефтепродуктов в США сильно зависит от динамики мировых цен на нефть. Как следует из данных Минэнерго США, 49% в конечной цене галлона бензина занимает именно текущая цена нефти. Еще 21% занимают расходы на распределение и сбыт, 17% — налоги, 14% — переработка нефти. У дизельного топлива 41% в стоимости одного галлона приходится на цену нефти, 23% — на переработку, 20% — на распределение и сбыт, 16% — на налоги.

Ценовая зависимость топлива в США от мировых нефтяных котировок особенно была заметна в 2020-м и в 2022 г. Так, в апреле 2020 г. бензин марки Regular подешевел до $1,8 за галлон, следует из статистики EIA. В тот же месяц баррель американской нефти WTI уходил в отрицательную зону, до -$40, из-за профицита на глобальном нефтяном рынке в разгар пандемии коронавируса. Обратная ситуация сложилась в 2022 г. — в июне фьючерс WTI превышал отметку $120 за баррель. Цена бензина на этом фоне поднималась выше $5 за галлон (или 82 рубля за литр по курсу того периода).

Взаимосвязь между стоимостью нефти и бензина объясняет, почему президент США Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании в 2024 г. обещал обвалить цену нефти до $40 за баррель, а ее неофициальным слоганом стала фраза drill, baby, drill («бури, детка, бури»). Еще одним его предвыборным обещанием было опустить стоимость галлона бензина ниже $2.

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в беседе с «Экспертом» отметил, что внутренний топливный рынок США, в отличие от российского, не субсидируется ничем по типу демпфирующего механизма. Помимо этого, отрасль не облагается таким количеством налогов, как, например, в России или европейских странах. Аналитик также обратил внимание, что в США стоимость бензина меняется с определенным лагом в зависимости от динамики цен на нефть.

По его словам, американская нефтепереработка зависит от тяжелой импортной нефти, что усиливает зависимость отрасли от нефтяных котировок. Основные потоки нефти на НПЗ в США идут из Канады и Мексики, а прежде — и из Венесуэлы.

Спрос на бензин в США составляет чуть менее 9 млн баррелей в сутки (б/с), подчеркнул аналитик «Финама» Сергей Кауфман. Наиболее популярной маркой бензина в стране является Regular (аналог российского Аи-92). Доля налогов в стоимости бензина зависит в том числе и от конкретного штата. Если в среднем по США налоги в галлоне бензина составляют примерно $0,51, то, например, в Калифорнии эта сумма составляет уже $0,89, добавил аналитик.

«В США ключевым фактором изменения цен на бензин являются именно цены на нефть, а налоги и маржинальность переработки и розничной реализации обычно менее волатильны», — констатировал Сергей Кауфман.

Другая система ценообразования на розничном топливном рынке выстроена в России. По оценке Сергея Кауфмана, доля налогов в литре бензина в России составляет около 65–70%. «Из-за высокой доли налогов в цене бензина, а также из-за действия демпферного механизма стоимость топлива в РФ намного слабее зависит от цен на нефть, причем это работает как при подорожании нефти, так и при ее удешевлении», — отметил он.

Спрос на бензин в России оценивается в среднем в 36 млн т ежегодно, или 0,8 млн б/с, что значительно меньше, чем в США.

Схожие данные привел и Дмитрий Гусев. Аналитик отметил, что основные налоги с нефти в России взимаются на этапе добычи, поэтому нефтяникам выгоднее отправлять нефть на экспорт, чем перерабатывать ее. Ключевой составляющей в цене литра бензина на АЗС он назвал налоги: акцизы, НДПИ и НДС. «Для такой большой страны, как Россия, важной является и стоимость транспортировки: сначала нефти — непосредственно от места добычи до места переработки, а потом бензина — от места переработки до места потребления», — добавил он.

Оба аналитика обратили внимание на ряд нюансов в сравнении стоимости топлива в России и США. Сергей Кауфман отметил, что в целом такие оценки уместны, поскольку обе страны имеют собственные мощности по добыче и переработке нефти. Но американская нефтяная отрасль находится в менее выгодном положении из-за необходимости импортировать часть сортов нефти и более высокой стоимости оплаты труда, считает он. «Для определения доступности бензина нужно, конечно, смотреть не на абсолютное значение [цены], а на соотношение медианного посленалогового доходы и цены бензина, но даже это будет упрощением», — заключил Сергей Кауфман.

В целом, стоимость топлива на национальных рынках не является единственным показателем его доступности для населения. Дмитрий Гусев привел примеры нефтедобывающих стран, где цена бензина дешевле, чем в России, — это, например, Казахстан, Иран, Венесуэла. Но в то же время в Норвегии, которая тоже самостоятельно добывает нефть, бензин дороже.

«Здесь вопрос в доле расходов на топливо от общего дохода граждан. И еще важные моменты — это грамотное планирование размещения объектов автозаправочной инфраструктуры и снижение себестоимости АЗС, а также система адресного субсидирования граждан», — отметил аналитик.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 26 ноя 21:26
Сливы о мирных переговорах обнажают борьбу в Вашингтоне
В мире, 22 ноя 10:30
Как «файлы Эпштейна» стали главным чтивом Америки
В мире, 17 ноя 18:50
Станет ли Венесуэла для США «новым Вьетнамом»
В мире, 13 ноя 15:26
Рекордный шатдаун в США завершился, новый может случиться уже в феврале
Свежие материалы
Будем дружить активами
Недружественные нерезиденты получили доступ на Мосбиржу
Почему ИИ станет одним из факторов макроэкономического роста в РФ
Внедрение перешло от пилотов к измеримому эффекту