«США можно назвать отстающей стороной»

Российский и американский арсеналы стратегических ядерных вооружений сопоставимы по числу носителей (систем доставки) и боеприпасов. В последний раз Россия и США обменялись соответствующими данными в рамках ныне приостановленного ДСНВ в сентябре 2022 г. На тот момент количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ) составляло 540 ед. у России и 659 ед. — у США, а количество боезарядов на них — 1549 ед. и 1420 ед. соответственно.
При объявлении о «заморозке» своего участия в ДСНВ обе стороны обязались не выходить за установленные документом лимиты — 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов на них — до окончания действия соглашения в феврале 2026 г. Однако российская сторона считает, что Вашингтон превышает установленные ДСНВ предельные уровни носителей с февраля 2018 г. путем одностороннего исключения из зачета части американских пусковых установок БРПЛ и ТБ.
Если США и можно назвать «отстающей стороной», то отнюдь не по размеру ядерного арсенала, а скорее в отношении его модернизации. Вашингтон лишь сравнительно недавно приступил к модернизации ядерной «триады», тогда как в нашей стране аналогичный процесс практически завершен.
Штаты включились в современный этап такой модернизации примерно на 15 лет позже нас, но отставание будет нивелироваться в середине 2030-х, с началом ввода в строй нового поколения американских носителей и боеприпасов. При этом, по подсчетам экспертов, до 2050 г. американцы могут инвестировать в ядерное оружие до $2 трлн.
Об отставании США можно говорить и в отношении количества и номенклатуры нестратегических ядерных вооружений: по экспертной оценке, речь о порядка 200 ед. у Штатов против 1558 ед. у РФ.
В ключевых доктринальных документах США, принятых еще администрацией Джо Байдена, как одна из основных угроз в сфере национальной безопасности рассматривается стратегический союз России и КНР. В Вашингтоне допускают возможность координации боевых действий между Москвой и Пекином — в том числе в ядерном измерении — в случае вооруженного конфликта или конфликтов с участием США. Усугубляют подобный сценарий усилия Китая, направленные, по убеждению американских аналитиков, на резкое наращивание ядерного потенциала. Ожидается, что к 2030 г. число ядерных боезарядов в арсенале КНР превысит 1000 ед.
Такая трактовка угроз привела к тому, что Пентагон ставит перед собой задачу в ближайшем будущем осуществлять стратегическое сдерживание одновременно в отношении двух «примерно равных по силе» ядерных соперников. Это обстоятельство многие американские политики и эксперты используют для призывов к ускорению и расширению американской программы модернизации ядерного оружия.
«Ядерное сдерживание — это не волшебная палочка»

Российский ядерный арсенал в настоящее время является в среднем более современным, однако и американский представляет собою очень мощный инструмент сдерживания. Так, баллистическая ракета подводных лодок «Трайдент-2» остается эталонным изделием. В части воздушных носителей у США также есть определенное преимущество: ни у одной страны мира пока нет ни уже летающего перспективного тяжелого бомбардировщика, ни сопоставимого флота тактических ударных самолетов пятого поколения.
Вместе с тем, российские МБР наземного базирования семейства «Ярс» являются самыми современными и обладают уникальными характеристиками. Да и «Авангард» с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком — изделие пока что единственное в своем роде. У американцев отсутствуют аналоги и в части экзотических средств доставки типа «Буревестника» и «Посейдона».
В сокращении ядерных арсеналов США могут быть заинтересованы не столько в связи с неким отставанием от России (во многом условным — все-таки речь о ядерном оружии), сколько в связи с заведомым превосходством в неядерной сфере. В целом же практика показывает, что и относительно скромные ядерные арсеналы сдерживают весьма убедительно, просто ядерное сдерживание — это не волшебная палочка, решающая все военные проблемы самим фактом своего существования. Сокращение ядерных арсеналов в целом в интересах любой страны, так как позволяет высвободить ресурсы в том числе на силы общего назначения.
Дональд Трамп вроде бы вполне искренне опасается ядерной эскалации и хочет добиться сокращения арсеналов. Причины здесь вполне циничные: американцам было бы полезно наложить какие-то ограничения на Россию и Китай в связи с относительной ограниченностью собственных ресурсов.
Так, из США звучат рассуждения о том, что им необходимо обладать потенциалом для одновременного ядерного сдерживания двух сопоставимых противников, подразумевая Россию и Китай. Самым простым критерием такого сдерживания является арифметический подход, и, к сожалению, подход этот имеет весьма значительное число сторонников в Штатах. Привести это может к решениям о количественном наращивании американского ядерного арсенала.
Какие-то ограничения были бы очень полезны в рамках всей ядерной пятерки (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция), однако они совершенно точно не будут похожи на действующий (пусть и приостановленный) ДСНВ 2010 года. В первую очередь это связано с асимметрией арсеналов и угроз, а также с появлением новых факторов стратегического характера, в том числе в сфере прорывных технологий.
«Ратификация дополнительного протокола — вопрос непростой»

Мир без ядерного оружия — это мир Второй мировой войны. При этом развитие контроля над вооружениями всем сторонам, включая Россию, приносит существенные плюсы. Это предотвращение гонки вооружений, снижение нагрузки на бюджет, сокращение эскалационных и стратегических рисков.
Сегодня вся архитектура контроля над вооружениями либо демонтируется, либо находится в кризисе. Возникает огромное количество новых военно-технических, военно-стратегических, политико-военных факторов, которые ее отягощают, размывают, разрушают. Ситуация в мире становится все напряженнее. Да, обычно всякая напряженность сменяется разрядкой, однако до нее надо еще дожить.
Автоматически продлить ДСНВ 2010 года уже нельзя, но, если нынешний переговорный трек России и США будет успешен, какие-то политические заявления Москвы и Вашингтона прозвучать могут.
Чисто гипотетически возможно заключение какого-то юридически обязывающего документа в продолжение ДСНВ — речь может идти о дополнительном протоколе, который касался бы потолков и общих принципов, а на время его действия можно было бы запустить процесс обсуждения нового полноценного договора.
Если Россия примет участие в создании такого документа, то, вероятно, включит в него целый ряд вещей, которые нас беспокоят, включая эскалационно-опасные неядерные вооружения, развитию которых американцы уделяют значительное внимание: это беспилотники, ракеты средней и меньшей дальности, космическое оружие.
К такому новому документу надо бы подключать и Китай, и Великобританию с Францией. Вопрос, согласятся ли они на это. Для европейцев их ядерное оружие — мощный политический инструмент, по сути, единственный аргумент, позволяющий им числиться среди великих держав. Сейчас мы слышим постоянное развитие дискуссии про европейский ядерный зонтик, для них это очень важно. От участия в таком договоре, скорее, откажется и Китай, с формулировкой «вы до нашего уровня сперва сократитесь, тогда и поговорим».
Впрочем, ратификация даже гипотетического дополнительного протокола к ДСНВ в Конгрессе США в нынешних реалиях — вопрос открытый и очень непростой. Например, демократы наверняка выступят против только потому, что они противники Трампа. Да и среди республиканцев найдется немало тех, кто сочтет эту инициативу неправильной в условиях наращивания ядерного потенциала Китаем.
В любом случае, времени остается немного. Вероятно, окончание ДСНВ в начале следующего года мы встретим без каких-либо замещающих документов или даже заявлений.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag