Сегодня в Брюсселе был опубликован проект новой энергетической политики Евросоюза. Основным его положением является максимальная диверсификация источников поставок энергоресурсов и отказ от зависимости от одного, пусть и очень важного и крупного источника. Хотя план Европейской Комиссии и упоминает Россию напрямую, опрошенные «Экспертом Online» аналитики полагают, что события вокруг поставок из РФ в Украину год назад и в Белоруссию сейчас оказали влияние на текст и тональность документа. Энергетическая политика ЕС будет основываться на укреплении связей с альтернативными источниками.
«Энергетика должна стать составной частью всех внешних отношений ЕС», утверждается в документе, представленном Жозе-Мануэлом Баррозу, председателем Еврокомиссии, в среду. Это означает «развитие и расширение энергетических отношений с международными партнерами», причем в расширенном географическом контексте. «ЕС очень зависим от поставок энергоресурсов, в особенности газа, от ближайших соседей – России, Алжира и Норвегии. В Брюсселе считают, что такая ситуация делает энергетику ЕС очень уязвимой от внешних рисков – будь то политические проблемы России с транзитными странами или же риски в нестабильном Алжире. Поэтому ЕС готов идти за энергией дальше, следуя по стопам Соединенных Штатов и Китая – в Африку, на Ближний Восток и в Центральную Азию», -- рассказала «Эксперту Online» Кона Хак, старший экономист по энергетическим рынкам лондонского Economist Intelligence Unit.
На ЕС приходится 22% потребления всех энергоресурсов в мире. Сегодня около 80% потребления нефти и газа в расширившемся до 27 стран-членов ЕС приходится на импорт – преимущественно из России, Норвегии, Северной Африки, а также, в меньшей степени, из Западной Африки и Ближнего Востока. В ближайшие 20 лет зависимость от импорта вырастет до 90%.
В рамках новой энергополитики ЕС Еврокомиссия объявила несколько «целевых инициатив», направленных на попытку убедить Россию открыть свой газовый рынок для конкуренции, предоставив доступ к системе магистральных трубопроводов независимым производителям. Также ЕС хотел бы, чтобы европейские энергокомпании могли инвестировать в добычу нефти и газа в России наряду с российскими компаниями.
Проект новой энергетической политики ЕС также собирается расширять связи с Норвегией, которая является членом Европейского экономического пространства (наряду с ЕС, Швейцарией и Исландией). Кроме того, ЕС намерен строить «стратегическое энергетическое партнерство» с Алжиром, третьим после России и Норвегии поставщиком газа в ЕС. Также в Брюсселе призывают усилить связи с ближневосточным Катаром, который сейчас реализует масштабный проект по экспорту сжиженного природного газа.

Кроме того, в Брюсселе надеются на энергоресурсы в бывших советских республиках Средней Азии и Азербайджане. Уже сегодня 90% каспийской нефти, экспортируемой через российский Новороссийск или турецкий Джейхан, направляется в Европу – географическая близость делает ЕС главным экспортным рынком для нефти из Центральной Азии. ЕС недавно заключил соглашения о сотрудничестве в энергетической сфере с Азербайджаном и Казахстаном, направленные на «улучшение транспортировки каспийских энергетических ресурсов в ЕС». Сейчас ЕС надеется также заключить похожие энергетические сделки с Туркменистаном и Узбекистаном. «Раньше ЕС не мог пойти на это по политическим причинам – сделки со странами, власти которых установили весьма жесткие политические режимы, для Брюсселя были невозможны. Теперь же ЕС действует как и США и Китай. Вашингтон прекрасно строит отношения с недемократической Саудовской Аравией, а Китай – с Суданом и Ираном. В условиях глобальной конкуренции за энергоресурсы у ЕС не осталось других вариантов, кроме как идти на сделки даже с такими странами, как Узбекистан и Туркменистан», -- рассказал «Эксперту Online» Грэм Уил, экономист исследовательского центра Global Insight.
Важность поставок из региона Каспия и Средней Азии увеличится в связи с тем, что в ближайшие несколько лет Турция должна стать важным транзитным центром для каспийского газа. Ведь вскоре должно завершиться строительство трубопровода Nabucco, который пройдет из Турции через Болгарию и Румынию в Венгрию и Австрию. По нему пойдет газ, экспортируемый из Азербайджана и, возможно, в будущем и Туркменистана, направляемый в Турцию по Южнокавказскому газопроводу, строительство которого было завершено в 2006 году.
Но ЕС не собирается останавливаться на этом – его энергетические интересы простираются даже в Африку, где в последние годы столкнулись интересы США и Китая. В проекте новой энергополитики ЕС указывается на необходимость создания программы энергетического партнерства между Африкой и ЕС на «самом высоком уровне», чтобы помочь созданию новых источников поставок нефти и газа в ЕС.