Проект века

4 сентября 2007, 13:15

Панама приступила к реализации масштабного проекта по расширению 80-километрового канала, соединяющего Атлантику и Тихий океан. Стоимость работ составляет 5,25 млрд долларов. Пропускная способность канала увеличится вдвое — до 600 млн тонн грузов в год. Как ожидается, работы продлятся до 2014 года. Запуск объекта в новом формате, по оценке экспертов, позволит снизить стоимость товаров на восточном побережье США: в канал смогут заходить большегрузные суда.

На Панамский канал приходится около 4% мировых грузоперевозок. Это кратчайший в мире искусственный водный путь. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского — Бальбоа и Панама. Длина его от глубокой до глубокой воды — 81,6 км, минимальная ширина — 150 м, гарантированная глубина — 12 м, размер камер парных шлюзов — 305 на 33,5 м. Водораздельный участок канала длиной 51 км лежит на высоте 25,9 м над уровнем моря. Две трети перевозимых по Панамскому каналу направляются из США или в США. Вторым крупнейшим пользователем канала является Китай.

Запуск проекта сопровождался тожественными мероприятиями: президент Панамы Мартин Торрихос в присутствии многочисленных зарубежных гостей замкнул контакты детонатора, и 15 тонн взрывчатки подняли в воздух землю и скальный грунт на месте будущего нового комплекса шлюзов. Праздничное мероприятие сопровождалось салютом. Тысячи воздушных шаров были выпущены в небо в честь значимого события, сообщает Associated Press.
В Панаму на торжество прибыли президент Гондураса Мануэль Селайя, руководитель Колумбии Альваро Урибе, сальвадорский лидер Элиас Сака и президент Никарагуа Даниэль Ортега. В числе почетных гостей генеральный секретарь Организации американских государств Хосе Мигель Инсульса и бывший президент США Джимми Картер.

30 лет назад, когда США руководил Картер, отцу нынешнего президента Панамы генералу Омару Торрихосу удалось добиться перехода канала к 2000 году под полную юрисдикцию панамцев.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством. В 1903 году США поддержали требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве компенсации за это получили у Панамы зону для строительства канала. К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Строителям в условиях влажного тропического климата пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, в числе которых эпидемии и оползни. По меньшей мере 27,5 тыс. рабочих погибли в ходе работ. Первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.