Афиша: На передовой джаза

Маргарита Аваньянц
25 октября 2013, 17:23
Кадр: Youtube/Dell, Lillinger, Westergaard

Хваленый немецкий die Ordnung за ненадобностью сдан в утиль. Эти музыканты не просто отступили от канонов, они нарушают все, что позволяет и даже не позволяет джаз. Музыкальный фестиваль в «Школе драматического искусства» представляет самых неординарных исполнителей немецкой джазовой сцены.

На эти концерты не следует идти тем, кто привык к золотому стандарту, к тонким милым импровизациям в заданной мелодике. Это другой джаз. Настоящий, природный. Оправдывающий глубокий смысл жанра: поиск, свободу выражения чувств и эмоций, открытость всему необычному, эксперименту, вызову. Пусть даже иногда в откровенно демонстративном виде.

Авангард от джаза – что немцу хорошо, то и русскому неплохо

Фестиваль этого года «Джаз осенью» уже получил неофициальное название «3х3». «Трижды три» – это и про исполнителей, и про выступления. Три трио из Германии дадут в Москве три концерта. Каждый из коллективов заслуживает внимания, ведь это целый пласт современной джазовой музыки. В России все эти группы не просто знают. Есть поклонники и фанаты, чувствующие в немецких парнях родственные души – мятущиеся, в постоянном желании найти. Новое звучание, новые музыкальные формы, новые импровизации до них никем не обнаруженные.

Трио HYPERACTIVE KID

Вот уж точно гиперактивные детишки. Энергии в поиске себя в джазе и джаза в себе хоть отбавляй. Гитарист Ронни Граупе, саксофонист Филипп Гроппер и барабанщик Кристиан Лиллингер – гремучая смесь джазовых перевертышей, рока, панка, разрывающая музыку на части. Драйв, кураж, раздолье. Открытость всему непроверенному. Это очень талантливые детишки. Непосвященный услышит лишь разлад в игре инструментов. Слушатель вдумчивый заметит четкую форму композиции, а в непрекращающемся потоке «гиперактивных» звуков различит оттенки чувственности. Возможно, несколько энергично выраженные, но на то они дети – выплескивают все накопившееся с искренней непосредственностью. Трио выступит в Москве, в «Школе драматического искусства» в зале «Манеж» – 3 ноября, в Нижнем Новгороде – 6 ноября, в Екатеринбурге – 8 ноября.

Трио DELL, LILLINGER, WESTERGAARD

В этом трио бас, ударные, а пианино заменили на вибрафон. Его тягучему, загадочному звучанию подчинены все ритмы джаза-авангарда. Джазмен Кристофер Делл не первое десятилетие на сцене. Его музыкальные инсталляции известны и в Дармштадте, где он преподает теорию музыки, и за Атлантикой. Делл награжден премией американского журнала Downbeat. Йонас Вестергаард – контрабас – отстраненность и раскрепощенность. На ударных Кристиан Лиллингер из HYPERACTIVE KID, но здесь его сопровождения подчинены другому настрою. Лилингер в этой банде не стремится быть ребенком, его ритм – выдает зрелый, уверенный рисунок. Трио сыграет в Москве в «Школе драматического искусства» 4 ноября в зале «Манеж».

 

Трио GEBHARD ULMANN CLARINET TRIO

Руководитель ансамбля Гебхард Ульманн решил когда-то делать джаз одним видом инструмента, но с разным звучанием. Бас-кларнет (Гебхард Ульманн) предоставляет базу и определяет авангардную составляющую музыки. Редкий альтовый кларнет (Михаэль Тике) необходим для лирических балладных напевов в сочетании с импровизационными поисками. Кларнет обыкновенный (Юрген Купке) – связывает воедино все изыскания инструментов-собратьев, объединяя их французской и еврейской мелодикой. Духовые в этом коллективе звучат совершенно по-особенному, выдавая в итоге порцию оригинального этноджаза. Нетривиальное трио выступит в Москве в «Школе драматического искусства» 5 ноября в на сцене Тау-зала.