Конец потребления

Москва, 10.04.2014
Уже к концу весны розничная торговля может опуститься в стагнацию. Рост цен и большие долги по кредитам снижают потребительскую активность россиян. О наметившемся тренде уже сообщили автопроизводители

Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) пересмотрела свой прогноз продаж легковых автомобилей в России в 2014 году в сторону снижения до 8%. Об этом сообщил журналистам старший менеджер PwC Сергей Литвиненко.  

Таким образом, продажи автомобилей могут составить в 2014 году в численном выражении 2,4 млн штук. В 2013 году на российском рынке было продано 2,61 млн легковых автомобилей. 

Ранее PwC прогнозировала снижение рынка по итогам 2014 года в пределах 3%. 

Продажи легковых автомобилей и LCV в первом квартале 2014 года упали на 2%, при этом продажи в марте остались на уровне 2013 года. Аналитики связывали это с эффектом ускоренного спроса: падение рубля относительно доллара и евро с начала года подтолкнуло людей сделать покупки прежде, чем автопроизводители серьезно подняли цены на продукцию. Ряд автоконцернов смогли даже продемонстрировать рост продаж. Так, например, за два первых месяца года немецкий Mercedes-Benz увеличил продажи на 26%. Отличную динамику продаж в первом квартале 2014 года показала японская марка Nissan. По итогам за январь-февраль обладателями новых "Ниссанов" стали 45 744 человека, прирост продаж составил 27%. В январе дилерами был продан 11 051 автомобиль (+24%), в феврале – 17 158 (+ 31%), и в марте – 17 535 (+26%). 

Самой продаваемой маркой, по данным комитета Комитета автопроизводителей АЕБ, стала вазовская Lada с объемом реализации 91 603 автомобиля. В натуральном выражении продажи вазовских моделей с начала года растут: в январе было продано 23 647, в феврале – 11 280, в марте – 37 060 новых автомобилей. Второе место занимает марка Renault с объемом продаж 46 252 машин. При этом, правда, показатели год к году оказались в отрицательной зоне.

Наибольшие темпы снижения продаж в январе-марте 2014 года показали автомобили украинских производителей. Продажи фургонов Bogdan упали сразу на 88% (с 777 до 92 штук), а автомобилей ZAZ — на 68% (с 930 до 296 штук). Впрочем, доля украинских марок на авторынке России и раньше была мизерной, не превышая 0,2%. Среди западных брендов лидером падения оказался американский Dodge — продажи провалились на 79%. Следом за Dodge пикирует еще один американец Ford – эту марку «разлюбили» 21% россиян. Замыкает тройку «самых невостребованных иномарок» французский Peugeot — 20%.

"Мы для себя обозначили минус 8%. Апрель будет неплохой, это как раз то самое контрактование, которое уже состоялось",- говорит Литвиненко.

По его словам, падение продаж начнется в мае-июне.

Аналитики авторынка настроены менее оптимистично. Апрель уже покажет существенный спад, - считают они. Ряд автопроизводителей уже принял решение поднять стоимость продукции в связи с колебанием курса рубля. В апреле объявили о пересмотре рублевых цен Renault, Nissan и Ford. Пока речь идет о 2-5%.

«Учитывая, что порядка 30% российского авторынка - импорт, а 50% автомобилей собираются на территории России из иностранных запчастей, европейским автопроизводителям придется и дальше поднимать цены, чтобы сохранить маржу», - говорит аналитик ВТБ Владимир Беспалов. Это, по его словам, и заставило потенциальных клиентов совершить покупку как можно скорее. "Сыграл роль и эффект низкой базы - в прошлом году продажи в январе и феврале еще росли, а в марте уже падали", - отмечает аналитик.

Ситуация с автопромом характерна и для всего потребительского рынка в целом. В первом квартале россияне предпочитали тратить, а не сберегать на фоне девальвации и начинающегося роста инфляции. Но к весне покупательский ажиотаж закончился: люди стали думать не о новых покупках, а о том, как расплатиться по кредитам. По данным Объединенного кредитного бюро, в марте уровень просроченной задолженности граждан достиг рекордного значения за последние 4 года и составил 7,25%. Так, последний раз доля просроченных кредитов от общего количества займов, предоставленных гражданам, превышала 7% в марте 2010 года (тогда показатель был равен 7,52%). В марте 2012 года показатель был равен 6,43%, в марте 2013-го - 6,28%.

Ответом на снижение потребительской активности россиян стало изменение ассортиментной политики ритейлеров, - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Начало масштабной ревизии ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров выглядит как поиск новой и оптимальной пропорции импорта и отечественных позиций в рамках перераспределения потребительского спроса в сторону более дешевых аналоговых товаров», - говорит эксперт. По его мнению, на фоне остальных секторов российской экономики концептуальная модель розничного бизнеса, прежде всего с точки зрения динамики делового климата, сохраняет за собой статус наиболее устойчивой системы к рискам и колебаниям общеэкономической конъюнктуры в стране.

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама