Тиллерсон: США отстали в гонке за Арктику от России и Китая

Москва, 30.11.2017
Глава внешнеполитического ведомства США считает, что Америка отстала в гонке за природными ресурсами Арктики от других стран. И в первую очередь, от России и КНР. Береговая охрана США стремится увеличить ледокольный флот Америки, по которому отставание наиболее заметно.

Растают — а они отстали

Выступление госсекретаря США Рекса Тиллерсона в столичном Вильсон Центре стало очередным подтверждением того, что в Белом доме осознали ошибку предшественников и теперь энергично пытаются догнать конкурентов, ушедших вперед в гонке за богатствами Арктики. Ситуацию осложняет то, что интерес к чрезвычайно богатому ресурсами региону проявляют не только арктические страны, но и государства, расположенные от него далеко. Самое активное из них — Китай.

«Арктика сегодня важна,- приводит Business Insider слова главы внешнеполитического ведомства США, произнесенные на мероприятии, которое было организовано Центром стратегических и международных исследований (CSIS). — В будущем, когда растают льды, ее значение еще больше вырастет. Причем, не только с экономической и торговой точки зрения, но и с позиции защиты национальных интересов. Арктика чрезвычайно важна для Америки».

В завершение своего выступления Тиллерсон подчеркнул, что США сильно отстали от конкурентов, и напомнил, что Арктика является приоритетом в политике Москвы и что ледоколы сейчас строит даже такие удаленные от нее страны, как Китай, который прекрасно понимает ее важность.

Сколько ледоколов у Америки

Китайский научно-исследовательский ледокол «Сюэ Лун» (Снежный дракон) в октябре впервые прошел через Северо-западный проход. Он стал первым китайским полярным судном, которое успешно прошло все три главных арктических маршрута. Всего же у Пекина три легких ледокола и еще один сейчас находится в процессе строительства.

«Думаю, у нас сейчас один действующий ледокол»,- заявил Рекс Тиллерсон в Вашингтоне.

Госсекретарь не совсем прав. Формально Береговая охрана США имеет три ледокола. Еще одно судно, способное пробиваться через льды, имеется у Национального научного фонда США (NSF). Однако на ходу лишь два ледокола Береговой охраны: тяжелый ледокол «Полярная звезда», способный пробивать почти двухметровую толщу льда на скорости 3 узла, и средний ледокол «Хили». Он, хотя и превосходит «Полярную звезду» по габаритам, но уступает ей по мощности. Кстати, ни один из американских ледоколов не является атомными.

«Полярная звезда» была спущена на воду в 1976 году. В 2012 году судно было обновлено, но оно все равно выработало тридцатилетний срок. Комендант Береговой охраны, адмирал Поль Цукунфт заявил в этом году, что флагман порядного флота Америки находится в плохом состоянии. Он даже назвал его - «жизнеобеспечением».

Что касается NSF, то «Натаниэль Палмер» - легкий ледокол. Он значительно уступает по размерам кораблям Береговой охраны и в основном используется в научных исследованиях.

Американцы кидаются вдогонку

Для сравнения: у России более 40 ледоколов, включая пять действующих атомных ледоколов и один («Советский Союз») в резерве. Справедливости ради нужно отметить, что Российская Федерация имеет наиболее протяженную береговую линию Северного Ледовитого океана, по сравнению с другими странами. Российский ледокольный флот —  Росатомфлот является предприятием государственной корпорации «Росатом».

Семь средних и легких ледоколов у Финляндии, хотя они не принадлежат государству. По шесть полярных судов у Швеции и Канады, но у них тоже нет тяжелых ледоколов.

Контр-адмирал Майкл Макалистер, командующий 17-м районом Береговой охраны, в который входят почти 10 млн км² Аляски и Арктики, настроен менее пессимистично. Он считает, что отношения с соседями по Арктике у Америки вполне нормальные. В частности, он особо остановился на «позитивных» отношениях с Россией в отношении Берингова пролива, разделяющего страны.

Но его взгляды не совпадают со взглядами непосредственного начальника. Адмирал Цукунфт образно заявил летом 2015 года, что в Арктике США и Россия играют в «разных лигах». Америка при этом, естественно, играет в низшей лиге.

Береговая охрана США в лице контр-адмирала Макалистера считает «хорошим партнером» в Арктике и Китай, с которым она сотрудничает по многим вопросам.

«У нас отличные рабочие отношения с китайской Береговой охраной»,- подчеркнул он, выступая в Вашингтоне на встрече CSIS. Действительно, американские и китайские корабли осуществляют совместное патрулирование, а китайские моряки – частые гости на американских судах. Контр-адмирал не боится проникновения Китая в Арктику, хотя и внимательно следит за его действиями в регионе. Между тем, делать это трудно, учитывая ограниченные возможности Береговой охраны США.

Две самые большие заботы Майкла Макалистера ввиду очень больших расстояний, это разливы нефти и массовые эвакуации. По словам контр-адмирала, трудно защищать национальные интересы Америки в регионе, когда в его распоряжении не больше одного-двух действующих кораблей и нескольких вертолетов. Конечно, этого явно недостаточно для столь обширного района. 

Береговая охрана просит Конгресс выделить средства на новый тяжелый ледокол, который она хочет начать строить в конце 2019 года. Адмирал Цукунфт хочет построить как минимум три тяжелых ледокола, каждый из которых может стоить около 1 млрд долларов, и три средних полярных корабля. Причем, в зависимости от обстановки количество строящихся кораблей может увеличиться. Первый из тяжелых ледоколов должен быть спущен на воду в 2023 году.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама