Плата за утилизацию или борьба с конкурентами
Главная причина возможного роста цен на автомобили заключается в повышении утилизационного сбора. Он был введен в 2012 г. и изначально предполагалось, что его будут платить только импортеры автомобилей. Но вскоре утилизационный сбор распространился и на производителей внутри страны, хотя им государство компенсировало затраты.
В 2012 г. утилизационный сбор составлял 20 тыс. руб. для легкового автомобиля и 150 тыс. руб. для грузовой техники. Считалось, что этих денег должно хватить для того, чтобы в будущем — например, через 10 лет — старую иномарку можно было утилизировать. То есть покупатель новой машины сразу платил и за ее уничтожение.
Однако впоследствии утилизационный сбор превратился из «экологической помощи» в способ защиты отечественных автопроизводителей. Причем с формальной точки зрения размер самого сбора с 2012 г. остается неизменным. Он по-прежнему 20 тыс. руб. Просто власти постоянно увеличивают коэффициенты, на которые нужно умножать эту сумму.
В последний раз коэффициенты выросли 1 августа 2023 г. Тогда они увеличились в 1,7–3,7 раза. И сейчас при ввозе машины возрастом до трех лет с двигателем объемом 1–2 литра юридические лица должны заплатить в казну 300 600 руб. А для подержанной машины старше трех лет — 528 800 руб. Плюс к этому есть и другие платежи: акциз, НДС, таможенная пошлина.
Правда, все еще действует льгота для физических лиц. Один раз в год каждый гражданин России может привезти из-за границы автомобиль и заплатить утилизационный сбор в размере 3400–5200 руб. При этом до 1 апреля 2023 г. объем двигателя не имел значения. Но год назад власти сохранили льготу только при покупке машины с мотором объемом до трех литров. И если частник сейчас привезет новый внедорожник или премиальный седан с двигателем объемом 4 литра, то он заплатит утилизационный сбор 1 235 200 руб. (и 1 623 800 руб. для авто старше 3 лет).
Кроме того, не могут воспользоваться лазейкой профессиональные продавцы. Ведь после льготной уплаты утильсбора автомобиль нельзя продавать в течение года! В противном случае придется заплатить «утиль» в полном объеме.
Как увеличится утилизационный сбор
Ожидается, что новые ставки утилизационного сбора могут быть введены уже 1 октября этого года. Российские производители машин всеми силами поддерживают эту меру, ведь благодаря «утилю» цены на иномарки могут вырасти. А автомобильные дилеры, которые продают китайские машины, выступают против введения сбора. Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) даже направила на имя главы Минпромторга Антона Алиханова письмо с просьбой отложить введение повышенных ставок хотя бы до 2025 года.
Новое постановление Минпромторга изначально закладывает возможность повышения утилизационного сбора до 2030 г. В итоге «утиль» для машин с двигателем объемом 1–2 литра через шесть лет составит 1 172 400 руб. (сейчас 300 600 руб.), а сбор для автомобилей с мотором 3–3,5 литра составит в 2030 году 3 783 400 руб. (сейчас 970 000 руб.).
Самый же большой утилизационный сбор будет в 2030 г. для машин возрастом более трех лет с двигателями объемом более 3,5 литра — 6 333 400 руб.
Как изменится утилизационный сбор на автомобили
Помимо машин с бензиновыми и дизельными двигателями может значительно вырасти утилизационный сбор и для электромобилей, спрос на которые в России в последние годы растет.
В 2024 г. ставки для электрокаров останутся без изменений (32 600 руб.), но начиная с 2025 г. они будут расти стремительно. Уже в 2025 г. при ввозе электрической машины придется заплатить сбор в размере 667 400 руб., а в 2030 году — 1 172 400 руб. (а для электрокара старше трех лет — 2 062 600 руб.). То есть, сбор для электромобилей вырастет в 36 раз.
Насколько подорожают автомобили
По данным РОАД, по итогам первого полугодия 2024 году китайские компании контролировали 57% рынка. А, например, в июне доля «китайцев» составила 61% (при этом еще в 2023 г. на них приходилось 40%). Однако подавляющее большинство продаваемых в России автомобилей импортируются из Китая. Пока в России свой автомобильный завод имеет только компания Haval, а Chery с большой осторожностью собирает на заводе в Санкт-Петербурге кроссоверы Tiggo 7 Pro под брендом Xcite. И введение повышенного утилизационного сбора по задумке российских властей должно стимулировать китайские компании открыть свое производство в нашей стране.
«Мы не знаем, насколько точно подорожают автомобили. У крупных компаний есть своя политика. Но нужно понимать, что торговать сейчас себе в убыток никто не будет. Поэтому если утилизационный сбор для автомобилей с двигателем объемом 1–2 литра — а это самый популярный „типоразмер“ в России — увеличится на 255 тыс. руб., то с большой долей вероятности и цены вырастут на 200–250 тыс. Возможно, не сразу. Но это случится. Например, мы можем увидеть сворачивание скидок, которые дают дилеры. Поэтому если хотите купить машину — покупайте ее сейчас», — рассказал автоэксперт ИЦ НТИ «Автонет» Московского политехнического университета Юрий Урюков.
Самые продаваемые автомобили в России за 6 месяцев 2024 года (данные «Автостата»)
- Lada Granta — 95 988 шт.
- Lada Vesta — 62 192 шт.
- Haval Jolion — 35 219 шт.
- Chery Tiggo 7 Pro Max — 27 169 шт.
- Lada Niva Travel — 25 368 шт.
- Geely Monjaro — 23 822 шт.
- Chery Tiggo 4 Pro — 22 007 шт.
- Changan CS55 Plus — 16 112 шт.
- Omoda C5 — 19 340 шт.
- Belgee X50 — 14 109 шт.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag