На фондовом рынке есть особая категория людей, которые, не будучи профессиональными трейдерами, умудряются тем не менее стабильно неплохо зарабатывать на торговле ценными бумагами. Эти люди обычно не стремятся афишировать свои успехи и не ищут заслуженной славы. Поэтому их трудно найти, найдя - получить согласие на интервью, а записав интересную беседу, - сфотографировать. Именно так, с большим трудом, D' удалось уговорить одного из таких успешных игроков на интервью. На фотографию, правда, он так и не согласился. Олег Кротков, типичный технарь по образованию, благодаря своим выдающимся результатам торговли на бирже не только заставил обратить на себя внимание многих специалистов, но и чуть более года назад получил официальное признание от профессионала - директор "Атон-Лайна" Сергей Рыбаков пpедложил ему консультировать VIP-клиентов этой компании.
- Когда вы начали заниматься инвестированием?
- В 1996 году, после окончания института, я впервые заинтересовался торговлей на российском фондовом рынке. Человек я азартный: например, в институте мог все ночи напролет играть в преферанс. Работая в банке, я увидел котировки и понял, в чем могу преуспеть. На протяжении года я присматривался и работал на бумаге, определяя уровни входа и выхода на основании котировок РТС. В то время еще не было систем интернет-трейдинга, тем более не было программ учебных торгов, поэтому я совершал виртуальные сделки в своем виртуальном портфеле. А уже с 1997 года перешел к реальным торгам.
- Ваше образование способствовало тому, что вы начали заниматься инвестированием?
- Трейдеры делятся на две категории: одни имеют аналитический склад ума и принимают решения на основе анализа, другие - на основе интуиции. Безусловно, первых гораздо больше, чем вторых. Я окончил Московский авиационный институт. Ни о каком инвестировании речи там не шло, зато я получил техническое образование, которое повлияло на склад моего мышления, все свои решения я принимаю на основе анализа рынка.
- С того момента, как вы начали торговать, фондовый рынок пережил взлеты и потрясения. Какой год вы считаете наиболее удачным для себя, а какой оставлял желать лучших результатов?
- Лучшим для меня стал 2000 год, когда, несмотря на то что после дефолта все пришлось начинать с нуля, а точнее сказать, с большого минуса, я взялся за инвестирование еще серьезней и заработал 300 пpоцентов годовых. Это позволило мне не только окончательно расплатиться по долгам, но и вернуть утраченные позиции. Худшим был 2002 год - минус 10 пpоцентов. Ну а если в среднем, то мне удается зарабатывать порядка 70 пpоцентов годовых. Это не значит, что прибыль можно получать постоянно, - бывают периоды, когда и по три месяца положительного результата нет. Существует и психологический барьер работы с суммами на новых уровнях. Когда ты торгуешь капиталом в 10 тысяч долларов - это одно, но когда у тебя на счете несколько сотен тысяч долларов, ты начинаешь ломаться. И это уже вопрос психологии, уверенности в себе и своих силах.
- Как вы пережили дефолт 1998 года?
- Для того чтобы работать на рынке, я занял несколько десятков тысяч долларов. Сейчас эта сумма кажется небольшой, но в тот момент для меня, как и для многих людей в России, она была колоссальной. Купив бумаги на минимуме, я с легким сердцем отправился отдыхать в самом начале августа. Как вы знаете, упал не только фондовый рынок, но и рубль. Причем если рынок меня ударил не сильно, то рубль поставил в довольно трудную ситуацию. Кроме того, были проблемы с моим брокером, который при продаже бумаг не смог бы отдать мне деньги, поэтому я потерял время и деньги еще и на переводе бумаг к другому брокеру.
- Когда вы тестировали рынок в 1996 году, он был "бычьим", а когда перешли к реальным торгам, наступил 1997 год, вторая половина которого была "медвежьей". Тpудно ли вам было адаптиpоваться к новым условиям?
- Трудностей не было, так как я использую в торговле краткосрочные спекулятивные стратегии. Инвесторам с длинным и средним горизонтом инвестирования действительно было сложно в тот период, я же в течение торгового дня мог не один раз закрывать и открывать свои позиции. В октябре 1997 года, на следующий день после резкого падения котировок, произошла коррекция цен, которая вернула их практически на прежний уровень. Все стали говорить о том, что кризис не повлияет на фондовый рынок. Я в это время закрыл часть позиций, а на следующий день пошел против рынка и сумел на этом еще и неплохо заработать.
- Игра на фондовом рынке требует выдержки. Что помогло вам стать таким психологически сильным человеком?
- Спорт! Я занимаюсь спортом с самого детства. Восемь лет отдал спортивной гимнастике, тpи года - большому теннису, пять лет занимался карате и даже занял втоpое место на всесоюзных соревнованиях по этому виду. Все это помогло мне выработать не только навыки дисциплины, но и огромную психологическую устойчивость. Несмотря на проигрыш, меня всегда учили идти вперед. Упав, я не видел другого пути, кpоме как встать и идти вновь.
- А что кроме психологической устойчивости отличает успешного трейдера от остальных?
- Структурированное мышление, неуклонная дисциплина и постоянный контроль над эмоциями. Имея даже самые лучшие мозги, позволяющие разрабатывать прибыльные торговые системы, вы не сможете преуспеть, если не способны контролировать свои эмоции. Например, отказываться от своей стратегии, когда ей нужно следовать, и применять ее в те моменты, когда играть категорически нельзя.
Кстати, несмотря на то что я работаю на рынке более восьми лет, я не добился полного контроля над эмоциями. Мне ежедневно приходится совершенствоваться в этом направлении.
- Что представляет собой ваша торговая стратегия?
- Поверьте, это не какая-то уникальная стратегия. Это не тот случай, когда вам удалось разработать стратегию пять лет назад и до сих пор по ней эффективно работать. Сама стратегия основана на техническом анализе. Интересно то, что я обновляю ее в среднем раз в два-тpи месяца. Точнее, я совершенствую старую, убираю из нее некоторые изжившие себя правила, добавляю новые. Улучшать свои стратегии можно бесконечно. Однако основная причина того, почему я часто обновляю их, заключается в том, что, когда большинство участников рынка замечают некие закономерности, они перестают так успешно работать. Приходится вести охоту за новыми. Меняюсь я, меняется рынок, меняются закономерности, поэтому должна меняться и стратегия.
- О чем важно знать при разработке своей стратегии?
- Очень важно, чтобы стратегия соответствовала вашим внутренним качествам, необходимо, чтобы она была вам удобна. Для одного человека три сделки в день - это очень много, а для кого-то это норма или мало. Необходимо подбирать индикаторы таким образом, чтобы выработать свой собственный темп торговли. Нужно также обратить внимание на то, какой убыток вы готовы терпеть, для одних минус 30 пpоцентов - норма, а для других минус 5 пpоцентов - убийственно. Все это можно просчитать по историческим данным, определив максимальный убыток, возможную прибыль, комфортное количество сделок за период и другие параметры стратегии. Как только тестовые условия перестают соответствовать реальным, это значит, что надо менять стратегию.
- Что бы вы посоветовали новичку, чтобы добиться успеха в инвестировании?
- Давайте по порядку.
- Первые полгода или хотя бы квартал поработайте на учебных торгах.
- Начинайте работу с небольшим капиталом. Это даст возможность серьезней относиться к торговле, но и не потерять все деньги при неблагоприятном развитии событий. Увеличивайте вкладываемый капитал постепенно.
- Не торгуйте с использованием "плеча" в первое время.
- Всегда ставьте перед собой четкую финансовую цель. Учитесь следовать ей, отключая при этом свои эмоции.
- Определяйте методику торговли, прежде чем приступать к действию. Никогда не входите в рынок, не имея четкого плана, включающего в себя цели входа и выхода.
- Наблюдайте за собой, за своими ощущениями. Отслеживайте, какие из эмоций мешают следовать выбранным стратегии и тактике.
- Ведите дневник всех сделок. Анализируйте каждую свою сделку.