Не ОПК единым
По паритету покупательной способности, который отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг, экономика России стала первой в Европе, обогнав Германию, и пятой в мире — после Китая, США, Индии, Японии. «Вроде бы нас со всех сторон душат, давят, а мы стали по объему экономики в целом первые в Европе. Мы обогнали ФРГ. И заняли пятое место в мире. Китай, США, Индия, Япония, Россия. В Европе номер один», — поделился Владимир Путин.
Можно обозначить несколько системных трендов, которые способствуют росту российской экономики. Во-первых, принятые ранее решения по опережающему развитию инфраструктуры заработали в полную силу, и их эффект отразился уже и в статистике, считают в «Деловой России».
Во-вторых, очень высокими темпами росли отрасли, которые обеспечивают импортозамещение и для которых открылся внутренний рынок в связи с уходом иностранных конкурентов. Это в том числе розничные товары длительного пользования, оборудование, машиностроение. Как пояснили в «Деловой России», существенный импульс ряду сфер в промышленности дает ОПК (оборонно-промышленный комплекс). Но экономика растет не только на импортозамещении и военной технике. Объемы выпуска увеличились в большинстве базовых секторов экономики, за исключением транспорта, рассказывает Валерий Миронов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ. «Максимальными (примерно в 2 раза быстрее экономики в целом) темпами среди основных секторов экономики выросло строительство, а также оптовая торговля и обрабатывающая промышленность», — добавляет Миронов.
В-третьих, но не в последнюю очередь, предприниматели стараются максимально использовать возможности, открывающиеся на российском рынке, считают в «Деловой России». Существенные средства предприятия пускают на свои внутренние инвестиции в расширение производства, техническое развитие, выход на экспортные рынки. А также разработанные в прошлые годы меры по дополнительному стимулированию инвестиций, такие как СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений), СПИК 1 и 2 (специальный инвестиционный контракт; по нему стимулируется реализация проектов на территории РФ), промышленная ипотека, сейчас тоже стали давать большую отдачу в рост экономики, отмечают в «Деловой России».
Кроме того, по данным ЦБ, за 11 месяцев 2023 г. объем средств россиян на вкладах вырос на 5,2 трлн руб. И можно ожидать, что эти деньги также «приходят в экономику» и дают больший мультиплицирующий эффект.
На европейском фоне
О высоких позициях экономики России «Эксперту» в декабре рассказал помощник президента РФ по экономике Максим Орешкин. Он считает, что экономики глобального Севера, то есть США, Японии и ЕС, постепенно теряют значимость на мировом поле. В то же время обороты набирают азиатские страны. Индия заняла третье место по объему экономики, а Индонезия, по словам Орешкина, в декабре поднялась на седьмое и в ближайшее время может начать смещать Германию с экономического пьедестала. И, конечно, нельзя забывать про Китай, который сохраняет лидерство по экономическому развитию. Напомним, что ВВП Китая за три квартала 2023 г. вырос на 5,2% в годовом выражении, достигнув 91,3 трлн юаней ($12,5 трлн).
Причины такого ослабления Европы заключаются в отказе от российских энергоносителей.
Схожая оценка у Николая Доронина, председателя правления Экспертного центра ПОРА. «Совокупная экономика стран БРИКС+ превосходит общую экономику стран „коллективного Запада“. Страны Евросоюза, особенно Германии, очень сильно потеряли в производственной мощи после отказа от российских энергоносителей», — подтверждает Доронин.
Критичного спада в крупных западных экономиках в прошлом году не было, за исключением Германии, где он мог составить около −0,4%, рассказывает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам». В целом год оказался весьма неплохим для мировой экономики, прежде всего, за счет США, где, несмотря на рекордно быстрое с 1980-х годов повышение ставки ФРС (суммарно на 525 б.п.) не только не произошло рецессии, но и случился рост экономики, по различным оценкам, на 2,4–2,5%.
Наиболее свежие оценки Всемирного Банка предполагают, что в 2023 г. экономика США выросла на 2,5%, экономика еврозоны — на 0,4%, экономика Японии — на 1,8%. «В Германии, действительно, экономика сократилась, а в еврозоне был вялый рост, при этом во II полугодии 2023 г., вероятно, произошла техническая рецессия. Быстрое повышение процентных ставок ЕЦБ до рекордных значений с момента создания валютного союза, недостаточно активное восстановление Китая, последствия энергокризиса 2022 г. охладили спрос в европейской экономике быстрее, чем это ожидалось, сильнее всего пострадала промышленность. В то же время в экономике и самой еврозоны, и ее крупнейшего звена — Германии — наметились признаки прохождения низшей точки», — считает Ольга Беленькая.
Гнется — не ломается
По мнению аналитиков Банка России, высокие темпы роста ВВП обусловлены наращиванием инвестиций в промышленность. Росстат с учетом инфляции оценивал рост капвложений в январе-сентябре 2023 года в 10%. В свою очередь, увеличение инвестиций объясняется «санкционным» подорожанием оборудования, указано в аналитической записке «Инвестиционная активность в промышленности в 2023 году», которую подготовил Департамент исследований и прогнозирования (ДИП) ЦБ. Компании в основном и инвестируют в материальные активы: 62% объема инвестиций — это машины и оборудование. В ДИП ЦБ также отмечают, что активность инвесторов носит инерционный характер. Иначе говоря, рост капвложений происходит за счет прошлых и отложенных проектов — по подсчетам аналитиков, их завершали 79% предприятий. Инвестиции в новые проекты направляли 57%. Реализация новых проектов столкнется с ограничениями на рынка труда. Как «Эксперт» писал ранее, к 2030 г. российская экономика может столкнуться с нехваткой почти 4 млн рабочих и служащих.
Тем не менее в 2024 г. российская экономика имеет шанс вырасти также примерно на 4%, прогнозирует Валерий Миронов. «Уровень запасов в экономике сейчас по опросам ниже нормы, а значит, при высоком уровне оптимизма в ожиданиях производителей выпуск может расти даже быстрее уровня фактически наблюдаемого спроса, то есть может включиться т.н. положительный мультипликатор запасов», — считает эксперт ВШЭ. Того же мнения придерживается и Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Эксперт полагает, что в 2024 г. рост продолжится, но будет более медленным, так как его будут обеспечивать уже другие факторы. «В 2024 г. стоит ожидать 1,5–2% роста ВВП. Однако есть много предпосылок для того, чтобы экономика устойчиво развивалась и в следующем году», — считает Абрамов.
Касательно будущего «коллективного Юга» эксперты во мнениях расходятся. Миронов подчеркивает, что в связи с развитием робототехники и потерей из-за этого важности дешевого труда, а также решорингом — возвратом части обрабатывающих производств в развитые страны — перспективы наименее развитых стран «коллективного Юга» сложно оценить. Выдержат конкуренцию только те из них, где более развиты технологии, а это прежде всего Китай, считает Валерий Миронов. Николай Доронин считает, что потенциал Юга далеко не исчерпан, а Россия как исторический представитель глобального Севера играет связующую роль в намечающейся коалиции глобального Юга.