Чисто коммерческое предприятие

Панамский канал может оказаться яблоком раздора между США и Китаем

Соединенные Штаты вернули права на Панамский канал Республике Панама 31 декабря 1999 года. Это событие вызвало острую полемику среди американской политической элиты. Многие полагают, что передача концессии на использование канала существенно подорвет экономическое влияние США в Латинской Америке и одновременно усилит позиции китайской деловой элиты. По их мнению, группировка во главе с гонконгским миллиардером Ли Кашином связана с правительством КНР.

Есть что терять

Сегодня вопреки заверениям некоторых экспертов Панамский канал отнюдь не утратил своего стратегического и экономического значения. Эксплуатация канала обеспечивает более 7% ВВП Панамы, и ежегодно этим водным путем пользуются более 13 тысяч судов. Почти две трети грузов приходится на зерно, хотя в последние годы резко возросло количество контейнерных перевозок. Канал - важная транспортная артерия между Восточной Азией и Атлантическим побережьем США (41% грузооборота в 1996-1998 годах), а также между США и Европой, с одной стороны, и тихоокеанскими странами Латинской Америки - Чили, Перу и Эквадором (15%).

Через канал транспортируется большая часть принципиально важных для Азии продовольственных грузов (поэтому Япония, например, существенно зависит от канала). Треть американского зернового экспорта идет через Панамский перешеек. По каналу перевозится немало грузов, предназначенных собственно для США, например венесуэльская нефть для Тихоокеанского побережья. Вдобавок Панама - удобная "офшорная гавань", крайне важный центр по регистрации судов, так что ее "приобретение" значительно усилит мощь империи гонконгского миллиардера. Не следует забывать и о таком обстоятельстве, как транзит наркотиков из Колумбии - источнике могущества определенных деловых кругов США.

В 1998/99 финансовом году чистая прибыль от работы канала составила более 400 млн долларов, причем в течение последнего десятилетия доходы растут в среднем на 10% в год. Хотя число транзитов ограничено, через Панамский канал проходит все больше судов, владельцы которых готовы платить по более высоким тарифам. В 1996 году начата реализация масштабной инвестиционной программы стоимостью более 1 млрд долларов, и к 2002 году пропускная способность канала увеличится на 20%. Сейчас самые крупнотоннажные суда, которые технически могут использовать канал, - это суда типа Panamax грузоподъемностью 65 тысяч тонн. Они ограничивают двухстороннее движение по каналу, замедляя скорость транзита. Поэтому к 2015 году планируется построить еще несколько шлюзов, которые решат эту проблему, и суда будут проходить канал вместо 30 часов примерно за сутки.

О значении Панамского канала для мировой торговли, прежде всего связей Америки и Азии, свидетельствует тот факт, что приближение даты передачи канала Панаме предельно обострило полемику среди американских политиков по этой проблеме. Республиканцы обвиняли администрацию Билла Клинтона едва ли не в предательстве интересов национальной безопасности США. Причиной их беспокойства стал новый "хозяин" двух стратегических портов Панамского канала - порта Кристобаль на Атлантическом побережье и Бальбоа на Тихоокеанском. В 1997 году концессию на управление этими портами в течение 25 лет с правом продления договора приобрел крупнейший оператор портов в мире гонконгский конгломерат Hutchison Whampoa Ltd., возглавляемый миллиардером Ли Кашином.

Наступление с Востока

Республиканцев встревожили тесные связи Ли с руководством Китайской Народной Республики. Размеры бизнеса Hutchison в Китае и легкость, с которой Ли Кашину удавалось заручиться поддержкой "товарищей из Пекина", действительно впечатляют. Свой бизнес в КНР миллиардер начал еще в 1984 году, открыв там первый супермаркет сети Park`Shop, которая охватывает всю Азию. Его корпорация помимо гонконгского порта владеет акциями нескольких других портов КНР, в том числе 50% шанхайского контейнерного порта. Китайская China Ocean Shipping Company (COSCO, третье место по тоннажу в мире среди занимающихся морскими перевозками компаний) также поддерживает тесные связи с гонконгской корпорацией. Hutchison обладает исключительным правом на использование портов COSCO для своего бизнеса. Примерно 200 судов COSCO ежегодно проходят через канал (КНР занимает третье место после США и Японии).

Ли Кашин входит также в правление China International Trust and Investment Corporation (СITIC), одного из крупнейших инвестиционных банков в КНР, который был создан в 1979 году и находится под непосредственным управлением Госсовета КНР. СITIC - важнейший источник инвестиций для правительственных проектов, он выполняет функцию банка Народно-освободительной армии Китая. Ли Кашин выступал посредником и финансировал сделку по закупке спутниковых технологий между американской Hughes Corporation и China Hong Kong Satellite.

Ли Кашин занимает 16-е место в рейтинге самых богатых людей планеты журнала Forbes. Его состояние оценивается в 12,7 млрд долларов.

Когда в 1997 году Hutchison взяла в аренду панамские порты Кристобаль и Бальбоа, это не вызвало особенно бурной реакции американской общественности. Шум поднимался по мере приближения даты, на которую была назначена передача канала. Не последнюю роль в этом играли и грядущие президентские выборы. В августе лидер республиканцев в сенате Трент Лотт направил министру обороны США Уильяму Коэну доклад под названием "Китайский плацдарм в Панамском канале". В докладе Лотт подчеркивал, что американские суда в канале "будут отданы на милость контролируемых китайцами лоцманов" и дальнейшее развитие событий по тому же сценарию потребует активных действий по обеспечению национальной безопасности США на территории Латинской Америки.

Конец доктрины Монро

Хотя многое в этой полемике можно списать на выборы, поводы для беспокойства у сторонников доктрины Монро ("Западное полушарие для американцев") действительно есть. В последние годы Китай и другие азиатские страны, столкнувшись с необходимостью искать источники сырья для своей обрабатывающей промышленности, активно обрастают концессиями в Латинской Америке. Государственная China National Petroleum Corp. начинает разработку нефтяных месторождений в Перу и Венесуэле. (Только в Венесуэле инвестиции китайцев составят 360 млн долларов.) Китайские компании, занимающиеся добычей руд и других полезных ископаемых, работают в Боливии, Чили, Эквадоре. С несколькими латиноамериканскими государствами достигнуты соглашения о либерализации торговли. Особенно обрадовались сделке с Hutchison на Кубе, которая имеет с Китаем тесные контакты.

Показательно, что многие политики в странах, еще совсем недавно проамерикански настроенных, сейчас начинают сознательно использовать Азию, и прежде всего Китай, как противовес США. Например, венесуэльский президент Уго Чавес в ходе своей двухнедельной поездки по Азии, выступая перед китайскими официальными лицами, заявил, что "этот мир не должен управляться универсальным полицейским". Намек на США был весьма прозрачен. После этого заявления Пекин подписал контракт по поставкам в КНР топлива для электростанций из Венесуэлы. Ранее от этого контракта отказалась по "экологическим соображениям" одна из американских фирм.

Конфликт возможен

Некоторые американские политики и бизнесмены приняли участие в антикитайской кампании, раскрученной по поводу передачи канала группировке Ли Кашина. Бывший глава Объединенного комитета начальников штабов адмирал Томас Мурер, активист общественной организации Центр национальной безопасности, заявил: "Мы построили канал, мы платили за него, мы используем его. Мы хотим быть уверены, что китайские коммунисты не получат контроль над ним". Мурер и его товарищи по Центру национальной безопасности собрали около 250 тысяч обращений к конгрессу с требованиями расследовать обвинения в адрес администрации Клинтона, допустившей сделку правительства Панамы с корпорацией Hutchison.

Представители администрации США стремятся развеять опасения республиканцев. Пресс-секретарь Пентагона Кеннет Бэкон сказал, что права Hutchison распространяются только на терминалы в портах Кристобаль и Бальбоа и влиять на мореходство в канале корпорация не может. (Тем не менее в тексте соглашения с Панамой сказано, что китайцы "сопровождают" суда по каналу.) Бэкон также отметил, что Соединенные Штаты выступают гарантом нейтралитета Панамского канала и готовы применить силу, если возникнет угроза этому нейтралитету.

Сам Ли Кашин отрицает все обвинения в свой адрес. На одной из пресс-конференций на вопрос о Панамском канале Ли ответил, что не имеет намерения установить контроль над ним. "У меня нет ни одного автомата, - скромно добавил Ли. - Как я могу контролировать канал?" Ли не опроверг наличие контактов между ним и китайским руководством, но подчеркнул, что он находится вне политики. В то же время, как бы Ли ни декларировал свою аполитичность, успехи бизнеса Hutchison Whampoa в значительной степени зависят от отношений с высшим китайским руководством. Связи между Ли и китайскими верхами могут вовлечь его в политику без его собственного на то желания.

Возможность столкновения между Китаем и США предопределена и юридической неразберихой в треугольнике США-Панама-Ли Кашин. Соглашения Картера-Торрихоса от 1977 года, регулирующие отношения США и Панамы после передачи канала, предусматривают право Вашингтона оценивать деятельность панамской администрации по эксплуатации канала. В случае "ограничения его пропускной способности" по причине "некомпетентности" панамцев договор допускает американское вмешательство. Если кризисные ситуации в зоне канала будут повторяться, Соединенные Штаты имеют право денонсировать договор и полностью взять на себя управление каналом. Критерии некомпетентности панамской администрации в договоре определены крайне нечетко, и при желании их можно трактовать весьма широко. Тот же договор дает США право ввести в зону канала войска для обеспечения его нейтралитета. Так что американцы еще могут вернуться.

Империя Ли Кашина

Hutchison Whampoa Ltd., крупнейшая по рыночной капитализации корпорация Гонконга, и контролирующая ее китайская бизнес-группировка за 90-е годы стали крупнейшими игроками на стратегически важном мировом рынке морских контейнерных перевозок (10%). Ли Кашину принадлежат (или же взяты в аренду на долгий срок) несколько ключевых портов Гонконга, Шанхая, Джакарты, Панамского канала, а также крупнейший в Великобритании контейнерный порт Фолкстон (Hutchison выкупила в начале 90-х годов 100% его акций). Сюда надо добавить также порты в Мьянме и на Багамских островах. В ноябре 1999 года консорциум Ли Кашина совместно с дочерней компанией Hutchison Ports Netherlands B.V. (ее доля составляет 35%) приобрел компанию Europe Combined Terminals B.V., занимающуюся погрузкой и разгрузкой судов в ряде европейских портов, в том числе и в крупнейшем из них - Роттердамском.

Ли Кашин работает в тесной связке с британским бизнесом. Это позволяет китайцам добиваться успехов в принципиально новых сферах, таких как телекоммуникации, а британцам чувствовать себя более уверенно в противостоянии с заокеанскими конкурентами.

Собственно, Ли Кашин приобрел в 1979 году - когда в Китае начались реформы - значительный пакет акций Hutchison Whampoa у британского банка HSBС, работавшего в Азии с колониальных времен. После достижения соглашения о передаче Гонконга КНР Ли купил доли и в некоторых крупных гонконгских компаниях, принадлежавших британцам, прежде всего в энергетической Hongkong Electric Holdings и нефтяной Husky Oil.

В последнее время одним из главных направлений сотрудничества с британцами стали телекоммуникации. В 1990 году Hutchison совместно с британской Cable & Wireless Communications и CITIC запустила первый азиатский спутник связи AsiaSat-1. Была создана спутниковая телекомпания Hutchvision Ltd. для вещания в странах Азии. В 1995 году те же партнеры запустили AsiaSat-2. С этой "тройкой" связан и медиабарон Руперт Мердок, использующий связи Ли Кашина в правительстве КНР для проникновения на рынок материкового Китая. Недавно базирующаяся в Гонконге "дочка" Cable & Wireless подписала с мердоковским азиатским телеоператором Star TV соглашение о создании СП по предоставлению мультимедийных услуг по всей Азии.

Подразделение мобильной связи Hutchison Telecom основало в 1994 году в Великобритании совместно с British Aerospace компанию мобильной связи Orange, которая вскоре стала одним из лидеров местного рынка. После приобретения 19,9% акций Western PCS Corp. и 5% в Western Wireless Corp., ведущих американских компаний мобильной связи, гонконгская компания начала свою экспансию и на рынке связи США. В конце прошлого года Ли Кашин создал СП с базирующейся на Бермудских островах фирмой Global Crossing Ltd., которая занимается сооружением мощного оптико-волоконного кабеля, связывающего Азию, Америку и Европу, что также вызвало недовольство американских компаний.

Узкое место

Мысль соединить два океана - Атлантический и Тихий - в том месте, где они отделены друг от друга всего несколькими десятками километров, пришла европейцам в голову практически сразу после открытия Америки. В начале XVI века испанский конквистадор Васко де Бальбоа пересек горную цепь узкого перешейка и первым среди европейцев достиг берегов Тихого океана. Основанная им несколькими годами позднее крепость Панама стала опорным пунктом для дальнейшего завоевания сказочно богатой Перу. Здесь находился перевалочный пункт, через который шла торговля Испании с ее колониями в Южной Америке. Маршрут из Панамы к Атлантическому побережью более чем на столетие стал основным путем, по которому награбленное золото и серебро инков доставлялось в Европу.

Так что идея строительства канала была вызвана чисто коммерческой необходимостью. Уже в 1534 году испанский король Карл I отправил с этой целью специальную экспедицию. Однако, несмотря на множество европейских, а позже и американских прожектов, вопрос о строительстве канала реально оказался на повестке дня лишь в середине XIX века, когда США в своем движении на запад достигли берегов Тихого океана, присоединив британский Орегон в 1846 году и захватив мексиканскую Калифорнию в 1848-м. В 1846 году правительство Новой Гранады (куда входили Колумбия и Панама) подписало с США соглашение, гарантировавшее американцам свободный транзит через перешеек. Чуть позднее США заключили с Никарагуа договор о строительстве трансокеанского канала через территорию этой центральноамериканской страны.

Необходимость сооружения канала усилилась с началом золотой лихорадки на приисках Калифорнии в 1849 году. Между Нью-Йорком и портом Колон на Атлантическом побережье Панамского перешейка, а также между Сан-Франциско и Панамой было установлено регулярное пароходное сообщение, путь, пролегавший по горным джунглям, где легко можно было подхватить малярию, по-прежнему оставался препятствием для путешественников. Поэтому уже в 1855 году Панама и Колон были связаны железной дорогой, что избавляло от тропических болезней (на строительстве дороги от желтой лихорадки и малярии погибли 5 тысяч китайских рабочих кули).

Первыми, кто всерьез взялся за реализацию этой идеи, оказались окрыленные успехом Суэцкого канала французы. В 1881 году французский консорциум под руководством известного изобретателя и исполнителя суэцкого проекта Фердинанда де Лессепа, приобретя железную дорогу и прилегающий к ней участок земли, начал работы по прокладке канала на уровне моря. Они продолжались 20 лет, но попытка построить бесшлюзовой канал провалилась, что и привело консорциум к банкротству, а слово "панама" стало нарицательным.

В конце столетия за идею прокладки канала всерьез взялись Соединенные Штаты. Испано-американская война 1898 года показала, что без короткого морского маршрута американский флот, базирующийся в двух океанах, малоэффективен. Например, новому линкору "Орегон", приписанному к порту Сан-Франциско, пришлось преодолеть более 20 тысяч километров, огибая мыс Горн, прежде чем он смог принять участие в боях у берегов Кубы.

Соображения стратегического порядка сдвинули дело с мертвой точки. После нескольких лет переговоров и изысканий, когда, казалось бы, предпочтение отдавалось никарагуанскому варианту, правительство США в 1903 году за 40 млн долларов приобрело концессию на строительство у еще одной французской фирмы, не сумевшей справиться с проектом - "Новой компании Панамского канала". Однако Вашингтон, который уже аннулировал свои прежние обязательства относительно недопустимости милитаризации зоны канала, интересовал не только коммерческий, но и военный контроль над судоходной артерией. Правительство Колумбии, в состав которой тогда входил перешеек, отказалось от подобных условий сделки, и тогда администрация Теодора Рузвельта (именовавшего колумбийцев не иначе как "низкими тварями") инсценировала в Панаме "восстание патриотов", отправив им в поддержку военно-морской флот. Координатором заговорщиков был главный акционер "Новой компании Панамского канала" французский инженер Бюно-Варилья.

Так Панама исключительно благодаря своему географическому положению оказалась независимым государством. Как писал американский историк Эндрю Зимбалист в своей книге о постройке канала, "если бы колумбийское правительство согласилось на условия США, Панама осталась бы провинцией Колумбии. А если бы администрация США не приняла решение об интервенции, воротилы с Уолл-стрит наверняка бы не поддержали проект финансами".

Всего через несколько дней после "обретения независимости" Соединенным Штатам в бессрочную аренду была передана 10-мильная полоса земли вдоль железной дороги Колон-Панама.

Строительство канала заняло семь лет, обошлось в 387 млн долларов (в ценах начала века) и было завершено лишь к лету 1914 года.

Панамский канал был построен в самой узкой части перешейка: входы в него из разных океанов находятся на расстоянии всего 25 километров. Канал состоит из системы трех шлюзов и искусственного озера Гатун, лежащего на высоте 26 метров над уровнем моря. По оценкам экономистов, с 1903 года США вложили в Панамский канал около 3 млрд долларов.

Впрочем, заработали американцы на нем гораздо больше. Зона вокруг канала фактически стала территорией США. Здесь соорудили несколько военных баз, охранявших этот важнейший для Соединенных Штатов объект в Латинской Америке. Военное присутствие американцев практически превратило Панаму в протекторат: первые десятилетия независимости в этой стране не было собственных вооруженных сил, а полиция насчитывала менее 1,5 тысячи человек. Наличие американских войск, размещенных в Панаме, позволило также установить политическую опеку над соседними Колумбией и Венесуэлой, способствовало распространению американского экономического влияния в глубь материка, в том числе и за счет контроля торговых перевозок через канал.