Совсем не страшно

Максим Рубченко
13 ноября 2000, 00:00

Национализация будет законной, выборочной и возмездной. Более того, от нее вполне возможно защититься и даже заработать на сбыте ненужных активов государству

Закон о национализации, о необходимости которого столько времени говорили коммунисты, да и не только они, в скором времени все-таки появится в России. И ничего в этом страшного нет, тем более что понятие "национализация" есть в действующем Гражданском кодексе. А близкое знакомство с проектом закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)" окончательно убедит всех желающих, что у российских предпринимателей нет больше оснований вздрагивать при слове "национализация".

Три вопроса по существу

Законопроект, подготовленный Министерством имущественных отношений РФ вместе с депутатами, входящими в думский комитет по собственности, предусматривает, что национализации могут подлежать предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение для национальной безопасности. При этом национализация любого предприятия может осуществляться только на основании отдельного федерального закона и при условии предварительного и равноценного возмещения из бюджета владельцам предприятия полной стоимости имущества и всех убытков, размеры которых определяются на основании заключения независимого оценщика. Исключительным правом инициативы в проведении национализации обладает только федеральное правительство.

Надо сказать, что документ производит весьма благоприятное впечатление, особенно на фоне законопроектов, предлагавшихся ранее левыми фракциями. Однако возникает и ряд вопросов, требующих дополнительного разъяснения. Первый - какие предприятия у нас относятся или, наоборот, не относятся к стратегически значимым. Все более или менее крупные отечественные заводы в свое время были построены родным государством ради каких-то национально-государственных интересов, так что при желании можно без особого труда обосновать национализацию практически любого предприятия. "Стратегические интересы страны - это достаточно размытый критерий, и формализовать его нам, к сожалению, не удалось, - признается заместитель министра имущественных отношений Сергей Моложавый. - Поэтому любое предприятие может быть национализировано, если правительство решит, что оно входит в сферу стратегических интересов государства. Но доходить до абсурда правительство не будет. Тем более что у нас есть доктрины и стратегические программы, в которых стратегические интересы как-то определены. Они и будут одним из ориентиров".

Второй вопрос - как будут подбираться независимые оценщики. "Я не исключаю, что выбор оценщика, как и любой крупный проект, будет предметом серьезного лоббирования, - отмечает Сергей Моложавый. - Чтобы подобные вещи пресекать, будет создаваться комиссия по национализации, состав которой определяется правительством. Процесс национализации будет штучный, поэтому каждый раз будет проводиться конкурс по выбору независимого оценщика для каждого случая. При Минимущества уже есть аккредитованные оценщики. Нельзя сказать, что они у нас такие же независимые и мощные, как на Западе, но тем не менее есть уже серьезные организации, с которыми можно работать".

И наконец, третий вопрос, требующий разъяснения: как реально будут производиться выплаты компенсаций? "У нас закон о бюджете вносит только правительство, - объясняет г-н Моложавый. - Если правительство решит, что необходимо провести национализацию того или иного объекта, оно в расходную часть бюджета внесет соответствующую строку: национализация - столько-то миллиардов рублей. Другой вариант: в случае какой-то чрезвычайной ситуации можно в срочном порядке принять изменения к бюджету в одном чтении. Сейчас, когда бюджет имеет профицит, правительство может найти деньги на национализацию практически любого объекта. В условиях бюджетного дефицита, если у государства не будет денег, чтобы что-то национализировать, процесс национализации не пойдет".

Бизнес дырочку найдет

Как бы логично и цивилизованно ни выглядели разъяснения г-на Моложавого, нет никаких гарантий, что у бизнеса и правительства не возникнет расхождений по поводу национализации того или иного предприятия. С чувством глубокого удовлетворения можно отметить, что у предпринимателя, который не хочет, чтобы его национализировали, есть возможность этой процедуры избежать. Например, согласно ст. 4 законопроекта, федеральный закон о национализации может быть принят только в отношении имущества, расположенного на территории РФ и принадлежащего юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена на территории РФ, или гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуально предпринимателя на территории России. "Авторы законопроекта сделали правильную вещь - не включили в объект национализации имущество обычных граждан, - рассказывает президент компании "Минфин" Александр Волков. - Это вполне оправданно, но сразу возникает 'дыра', которая может сделать закон недееспособным. Предприниматель, который предполагает, что его могут национализировать против его желания, по договору займа передает подлежащее национализации имущество физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем. И все. Это имущество становится в определенной степени собственностью займополучателя, у предприятия на балансе его нет. Национализировать его по этому закону невозможно. Ровно так же имущество можно передать не гражданину, а предприятию, находящемуся на стадии банкротства".

Впрочем, для кого-то перспектива национализации может показаться весьма привлекательной, хотя сами авторы законопроекта верить в такое отказываются. "Если ты станешь государственным унитарным предприятием, это не означает, что государство будет давать тебе какие-то дополнительные деньги, - считает Сергей Моложавый. - Более того, в соответствие с законом о бюджете мы можем акционерному обществу давать деньги в обмен на акции. А у государственного унитарного предприятия минимальные шансы получить какие-то дополнительные деньги. Так что здравомыслящие менеджеры добровольно пойти на национализацию не захотят".

Однако в России сегодня еще существуют структуры, которые на волне приватизации нахватали всего, что под руку попало, а сегодня не знают, что делать со своими предприятиями. Весьма вероятно, что они не откажутся от возможности вернуть свои приобретения государству за адекватную компенсацию, а может быть, и с изрядной выгодой для себя.

"В преддверии национализации можно заключить договоры, в условия которых заложены огромные убытки в случае национализации, - рассуждает Александр Волков. - В пункте втором статьи пятнадцатой законопроекта говорится, что размер возмещения, выплачиваемого собственнику, определяется исходя из рыночной стоимости имущества, убытков, причиненных собственнику в результате национализации, убытков, возникающих у собственника в результате обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. объемы этих средств, заложенные в условия договоров, ничем не ограничены. Все они должны будут компенсироваться из бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков".

А поскольку бюджет не резиновый, не исключено даже, что между финансово-промышленными структурами развернется жестокая борьба за право включить свои лишние предприятия в списки на национализацию под первым номером.

Судя по всему, авторы законопроекта отдают себе отчет в возможных негативных последствиях национализации и не собираются браться за нее форсированными темпами. "Я не думаю, что процесс национализации начнется скоро, и мы, конечно, будем набивать шишки на этом пути, - признается Сергей Моложавый. - Поэтому появление этого закона стоит рассматривать в первую очередь как заполнение законодательной бреши, как решение скорее юридической, чем экономической проблемы".