На прошлой неделе Европейский парламент принял резолюцию, в которой призвал правительства стран ЕС приостановить действие всех соглашений о торговле с Израилем. Резолюция Европарламента не является обязательной для национальных правительств, однако есть все основания полагать, что европейские государства последуют рекомендации депутатов. Еще до принятия резолюции Германия, Бельгия и Швейцария заявили о свертывании военного сотрудничества с Израилем. Таким образом, если раньше пропалестинская позиция ведущих европейских держав отражалась лишь в декларативных заявлениях, теперь Европа решила перейти к действиям.
В Испании, стране-председателе ЕС, прошла встреча посланников Евросоюза, США, России и ООН, на которой был выработан единый подход к ближневосточному урегулированию. Суть его сводится фактически к тому, чтобы навязать Израилю капитуляцию перед палестинскими террористами. "Почетная миссия" - заставить еврейское государство вывести войска со всех палестинских территорий и, несмотря на продолжающиеся теракты, немедленно начать переговоры о мире с окопавшимся в Рамалле лидером террористов Ясиром Арафатом - возложена на госсекретаря США Колина Пауэлла. При этом европейцы не скрывают, что их цель - не мир, а торжество палестинского подхода к решению проблемы. Позицию Евросоюза на прошлой неделе предельно четко обрисовал комиссар ЕС по международным делам Крис Паттен. "Евросоюз и дальше будет поддерживать Палестинскую автономию и ее президента Арафата", - заявил он на сессии Европейского парламента в Страсбурге.
Откровенно пропалестинская позиция ЕС связана в первую очередь со стратегическом курсом Европы на сближение с арабским миром. Чтобы стать мировым центром силы, сопоставимым с США, Европе нужны нефть и газ Ближнего Востока, а также дешевые людские ресурсы - иммигранты-мусульмане. Проблема, однако, заключается в том, что для достижения своих целей Евросоюз делает ставку на экстремистские силы в арабском мире. В результате европейцы рискуют оказаться в ситуации, прямо противоположной желаемой, - сближение с мусульманским миром может привести не к усилению, а к размыванию европейской идентичности.
Опять еврейский вопрос
Ближневосточный конфликт внес раскол в европейское общество. "Все, что происходит на Ближнем Востоке, отражается на Европе, - говорит бывший президент Сионистской федерации Бельгии Клод Кондиоти, - поскольку сегодня политический конфликт перерастает в цивилизационный, друг другу противостоят Восток и Запад". Фактически, ближневосточный конфликт уже вырвался на улицы европейских городов. Только за последние две недели антиизраильские выступления прошли в Париже, Марселе, Лионе, Лилле, Брюсселе, Амстердаме, Риме и Берлине.
В Европе уже привыкли не только к антиизраильским демонстрациям представителей арабских общин и сочувствующих им левых, но и к антисемитским акциям, которые, особенно во Франции и Бельгии, перешли в разряд обыденных явлений. Арабские хулиганы и погромщики нападают на прохожих-евреев, оскверняют синагоги и еврейские кладбища. За прошедший год было совершено около четырехсот нападений. Полиция взяла под особую охрану "еврейские объекты", а лидеры крупнейших еврейских общин заговорили о том, что происходящее напоминает нацистские погромы 30-х годов, - они опасаются нападений на еврейские кварталы и массовых беспорядков.
Во Франции сосуществуют крупнейшие в Европе арабская (около 6 млн человек, или 10% населения) и еврейская общины (около 600 тыс. человек). Арабы представлены в основном выходцами из Северной Африки. Из того же региона прибыло и более половины французских евреев. По словам профессора Бар-Иланского университета в Тель-Авиве историка Велвла Чернина, "в отличие от западноевропейских ашкенази они не растеряли своей агрессивности и умеют постоять за себя". Так, в прошлые выходные еврейская община вывела на улицы Парижа около 150 тысяч человек.
Крупных столкновений между арабскими и еврейскими общинами Европы пока не было. Однако поводы для тревоги уже есть. В небольшом датском городке Орхус несколько сот палестинцев попытались сорвать демонстрацию в поддержку Израиля. Когда же на место происшествия прибыла полиция, в городе, по словам очевидцев, уже шли настоящие уличные бои.
Очевидно, что противостояние захватывает не только "враждебные" арабскую и еврейскую общины, но и собственно европейцев. Большая часть европейских левых традиционно поддерживает палестинцев, тогда как многие правые склоняются на сторону израильтян. Так, например, после событий в Орхусе лидер крайне правой националистической Датской народной партии Пиа Кьерсгорд потребовала выслать из страны причастных к беспорядкам палестинцев.
Южным курсом
Почему поддержка арабов стала ключевым компонентом европейской политики? Еще лет сорок назад отношения между Израилем и Европой можно было назвать дружескими или даже союзническими. К примеру, в 50-е годы французы не только оснастили израильские ВВС и ВМС, но и помогали израильтянам создавать ядерное оружие. Тесные военные связи существовали у Израиля и с Германией. А во время Суэцкого кризиса 1956 года Израиль, Франция и Великобритания вместе воевали против Египта.
Однако в 60-70-х годах начался массовый приток иммигрантов из Северной Африки и Турции - а с ним и поэтапное экономическое сближение Европы и мусульманского мира. Во Франции, Германии и других ведущих странах Евросоюза на мигрантов-мусульман (включая нелегальных) приходится сегодня 5-10% населения. В ФРГ же именно дешевая рабочая сила из Турции сыграла важную роль в рождении "экономического чуда". Сейчас перед ЕС стоит проблема старения населения и сокращения числа трудоспособных граждан. При этом Евросоюзу предстоит создать более эффективный и гибкий рынок труда (сравнимый с американским). В этой ситуации новая волна иммигрантов из мусульманских стран представляется европейским политикам логичным выходом. В некоторых странах (например, в Германии) полным ходом идет работа по либерализации въездного режима для необходимых экономике дешевых рабочих рук. Сам же Евросоюз еще два года назад предложил создать зону свободной торговли с государствами Северной Африки.
Другая причина смены приоритетов - нефть и газ Ближнего Востока. Без гарантированных поставок энергоносителей глобальные амбиции Европы повисают в воздухе. Уже через двадцать лет Евросоюз будет импортировать более 90% нефти и 70% газа. Обеспечить поставки таких объемов могут только Персидский залив и Россия. Однако Москва делает ставку не на экспорт сырья, а на развитие собственного внутреннего рынка. К тому же европейцы, по всей видимости, считают, что договориться с арабскими странами им будет проще. Несколько лет назад ЕС заявил о поддержке ряда крупных проектов по экспорту газа из стран этого региона. Европейские компании подписали крупные контракты на разработку нефтяных месторождений в Ираке и Иране. А одной из основных стратегических целей ЕС является перевод ценообразования и расчетов за арабскую нефть в евро. "Европейцы рассматривают Ближний Восток как зону своего влияния", - резюмирует руководитель фракции "Наш дом - Израиль" (НДИ) Юрий Штерн. Арабо-израильский конфликт, который постоянно угрожает обернуться большой войной на Ближнем Востоке, стал одним из основных препятствий для реализации этих планов.
По всей видимости, в Брюсселе полагают, что "умиротворение" Израиля поможет дальнейшему сближению с арабскими странами. На них не действуют доводы о том, что, по большому счету, еврейское государство является форпостом западной цивилизации в регионе, сдерживающим исламский радикализм. "Здесь можно вспомнить логику советского ГУЛАГа: ты умрешь сегодня, а я - завтра. Израиль бросили арабам как кость - таким образом европейцы оттягивают момент, когда атака будет направлена на них самих", - считает ведущий научный сотрудник американского Heritage Foundation Ариэль Коэн.
Опасный путь
Евросоюз пытается реализовать свои геополитические интересы в исламском мире, опираясь не на традиционные арабские элиты, а взяв себе в союзники исламских экстремистов. Значит, европейцы не понимают внутренней логики радикального ислама. В Брюсселе думают, что после уничтожения Израиля исламских экстремистов можно будет "призвать к порядку". Но приручить выпущенного из бутылки джинна очень сложно.
Исламский фактор начинает определять и внутреннюю политику Евросоюза. Причем дело не только в росте мусульманского населения (сейчас в ЕС проживает около 15 млн мусульман) - среди европейских мусульман активно идет распространение радикального ислама. Мусульмане обычно живут в Европе компактными, изолированными сообществами. Многие чувствуют себя чужаками и плохо интегрированы в европейское общество, еще больше способствует развитию агрессивности и радикализма бедность. Проповедники мусульманского экстремизма, подпитываемые деньгами из Саудовской Аравии и ОАЭ, находят в мусульманских кварталах европейских городов благодатную почву. "У нас в Бельгии живет миллион мусульман, и представительства наиболее радикальных организаций открыто ведут среди них пропаганду", - рассказывает Клод Кондиоти. Неудивительно, что и в Чечне против российских войск, и в Афганистане на стороне талибов воевали боевики из Великобритании, Франции, Бельгии. А теракты в США готовились в основном на территории Испании, Германии и Франции.
Интересно, что в последнее время наметилась тенденция по сближению исламистов и фашистских групп. "Во Франции, Германии, Англии и Италии некоторые неонацистские группы работают вместе с мусульманскими экстремистами, - говорит Штерн, - создается настоящий новый Интернационал, в который входят еще и радикальные левые группы: троцкисты и антиглобалисты, нашедшие свое общее идеологические поле в антисионизме. В Европе зреет сила, способная взорвать ситуацию изнутри".