Наши на запад не проходили?

Анастасия Дедюхина
24 февраля 2003, 00:00

Отечественные СМИ рвутся за рубеж. Ими движет надежда на экономические выгоды в будущем и мощная господдержка в настоящем

Государственная радиостанция "Голос России", вещающая в мире на 32 языках, заключила соглашение о стратегическом партнерстве с коммерческой радиостанцией "Русское радио", что в перспективе подразумевает радиозахват Европы и США. Слушателям предложат легкоусваиваемый пропагандистский продукт - за наполнение его российской эстрадой будет отвечать "Русское радио", а за информационно-публицистический пафос - "Голос России". Это должно увеличить его аудиторию примерно в полтора раза.

Одновременно РГРК "Голос России" впервые получила лицензию на вещание в немецких землях Берлин и Бранденбург. Двадцать четыре часа в сутки на трех языках - русском, немецком и английском - эмигранты и сочувствующие иностранцы смогут слышать ее передачи.

Эти два события - лишний пример участившейся в последнее время экспансии наших СМИ "туда", точнее, пример того, как выстраивается иновещание на новый манер.

Так обрабатывают пространство

"Двадцать лет назад в мире не было реального мирового русскоязычного пространства. Сегодня оно есть", - говорит Михаил Гусман, ответственный секретарь Всемирной ассоциации русской прессы. По некоторым данным, только в Нью-Йорке более миллиона русскоязычного населения, три миллиона обжили Германию и более 200 тыс. прижились в Швейцарии. Русскоязычное пространство, охватывающее прежде всего США, Израиль и Германию, СМИ осваивают двумя способами - собственным вещанием либо продажей отдельных программ русскоязычным станциям.

Первым способом пользовались до последнего времени наиболее богатые СМИ, то есть телеканалы. Так, НТВ заключило контракт с крупнейшим американским оператором спутниковой связи EchoStar и вещает на США, взимая с абонентов 15 долларов в месяц подписной платы. В Штатах с ним конкурирует компания Russian Television International опального Владимира Гусинского, который по-прежнему имеет лицензии на старые программы НТВ и активно использует их для вещания не только на Америку, но и на Израиль и Западную Европу. Те жители США, кто разделяет взгляды нынешней российской власти, имеют в своем распоряжении иностранную версию Первого канала, и "РТР-Планету", которая, кстати, вещает и в Европе.

Ситуацию с русскоязычными СМИ в Америке эксперты, например независимый эксперт по СМИ Уильям Данкерли, считают неопределенной: то ли хозяева хотят выразить собственную политическую позицию, то ли работают ради прибыли. Но именно эта неопределенность позволяет войти в рынок тем, кто будет "по-настоящему соответствовать ожиданиям потребителя".

Продавали свои программы менее богатые СМИ. Как рассказал "Эксперту" Сергей Кожевников, председатель совета директоров Русской медиагруппы (РМГ, владеет "Русским радио"), с 1996-го по 2000 год "Русское радио" поставляло для чикагской русскоязычной станции "Новая жизнь" ряд программ ("Русские гвозди", "Хронограф" и др.). Однако этот проект РМГ скорее был имиджевой рекламой "Русского радио". Когда же в 1999 году РМГ решила повысить цену на прокат программ, американцы от дальнейших закупок отказались. И с тех пор послушать "Русское радио" в Америке и Европе можно только по Интернету.

А вот в области бумажных СМИ с международным сотрудничеством пока тишина. "Создание специальных журналов или газет для зарубежья, которые потом стопками лежали в посольствах, как это было в старые добрые советские времена, там и осталось, - сказал 'Эксперту' Михаил Гусман, - потому что сегодня любой читатель может выписать и получить любую российскую газету, которую он пожелает. Ведь железного занавеса больше не существует".

Специфика рынка

Пока занавес существовал, за рубежом сумело народиться множество эмигрантских СМИ - в одном Нью-Йорке их несколько десятков. Любопытно, что они практически не конкурируют с приходящими из России СМИ, поскольку, по мнению Михаила Гусмана, занимают разные сегменты. К примеру, одно из старейших изданий в Нью-Йорке "Новое русское слово" поднимает близкие американцам темы - скажем, про нью-йоркского мэра Блумберга, а новостям с бывшей родины отводится минимум места. Напротив, российские СМИ будут озабочены Лужковым и прочей чисто российской проблематикой. Адаптированные под страновой рынок СМИ - крайне редкий вариант, поскольку требуют значительных затрат.

Смысла идти на эти затраты пока что нет никакого. "Ведь для русскоязычных СМИ наиболее характерна реклама, так называемые классифайд. Русскоязычная аудитория в среднем небогата, ограничена в возможностях", - полагает Михаил Гусман. "Русскоязычному радио на Западе сегодня готовы давать рекламу разве что 'Аэрофлот', юридические компании, занимающиеся проблемами эмигрантов, да несколько небольших русских или польских магазинов", - вторит ему Сергей Кожевников из РМГ. По этой причине "Голосу России" понадобился опыт "Русского радио" по "нацеливанию" станции на рекламодателя. В свою очередь, "Русское радио" - самая рейтинговая станция в России (РМГ в целом контролирует до 30% всего российского рынка) - заинтересовано в аудитории "Голоса России" в 100 млн человек во всем мире.

При выходе на западный рынок у компаний, вещающих только на русском, возникает еще одна сложность. Дело в том, что их работа строится в зависимости от эмиграционных волн - уехавшим в 60-х интересно одно, а в конце 80-х - совершенно другое. Но дети и внуки эмигрантов первых волн и сами эмигранты новой волны предпочитают потреблять СМИ уже на языке новой родины. То есть аудитория русскоязычных СМИ ощутимо стареет.

Продвигаем "цифру"

Однако это - не все проблемы отечественных радиостанций, вещающих за рубеж. Дело в том, что все коммерчески выгодные частоты на Западе уже давно разработаны и куплены, и русским остается только перекупать существующие. А FM-станции стоят совсем недешево - 10-15 млн долларов. Спасти ситуацию могут новые технологии.

Цифровое вещание - новая мантра радиомира. Что такое "цифра", и чем она так хороша? В мире существуют две системы цифрового эфирного радиовещания - DRM (всемирное цифровое радио) и DAB (цифровое звуковое вещание). DAB широко популярна в странах Евросоюза, она хорошо подходит для местного вещания. DRM же эффективна для вещания в АМ-диапазоне на дальние расстояния.

Главные плюсы "цифры" - возможность существенно снизить расходы на доставку сигнала за счет уменьшения мощности передатчика и на порядок улучшить качество передаваемого сигнала. И если качество FM аналоговой и цифровой отличается не сильно, то разница между AM и "цифрой" весьма ощутима.

Ожидается, что уже через несколько лет весь радиомир перейдет на "цифру". По этой причине "Голос России", вещающий на средних волнах, лоббирует, во-первых, введение цифрового вещания из России (был одним из активных инициаторов недавнего создания Ассоциации по внедрению цифрового радиовещания), а во-вторых, именно в стандарте DRM. Если "Голос России" вовремя не перейдет на цифровые технологии, он рискует остаться за пределами мирового эфира.

Политический подтекст

Играют в этой истории роль и политические соображения. Еще летом на конференции "Индустрия СМИ: направления реформ" министр печати Михаил Лесин подтвердил, что для государства иновещание является приоритетом. На эти цели в бюджете выделено почти 5 млн долларов. Потому что среди приоритетов числится и политическая пропаганда. Как говорит председатель РГРК "Голос России" Армен Оганесян, в грядущих совместных проектах с "Русским радио" "будет представлена позиция государства".

Почему такая политическая активность на международных рынках стала возрастать именно сегодня? В первую очередь из-за международной обстановки. Ровно так же, правда с большим размахом, действуют и США. Чтобы подготовить общественное мнение к войне в Ираке, американцы запустили и обновили ряд проектов в области СМИ. Например, новые вливания получили "Голос Америки" и "Радио свободной Европы" - традиционные пропагандистские машины, задействованные еще со времен холодной войны. Модернизированный вариант "Голоса" - радио Sawa, задуманная как рок-радиостанция, теперь вещает и новости и ориентируется на молодежь. Так что политико-коммерческий стратегический союз "Голоса России" и "Русского радио" вполне отвечает мировым тенденциям.

В подготовке материала принимал участие Михаил Малыхин