Вторая беда России

Экономика и финансы
Москва, 17.05.2004
«Эксперт» №18 (419)
С российским бездорожьем бороться придется самому государству. Частных инвесторов могут заинтересовать лишь отдельные участки автодорог близ мегаполисов

Шестого мая на заседании правительства рассматривался проект национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог России до 2025 года. Началось заседание с душераздирающих рассказов о российском бездорожье. По словам премьер-министра Михаила Фрадкова, половина автодорог России сейчас в неудовлетворительном состоянии. На Дальнем Востоке и в Сибири сеть дорог вообще не развита, "что затрудняет вовлечение в хозяйственный оборот больших территорий с большими природными ресурсами". Почти 50 тыс. населенных пунктов в России практически не имеют автомобильного сообщения с соседними регионами.

По словам министра транспорта и связи Игоря Левитина, финансирование дорожной отрасли недостаточно - в 2003 году оно сократилось до 1,5% ВВП, а три года назад составляло 2,9% ВВП. Если эта негативная тенденция сохранится, то к 2010 году количество дорожно-транспортных происшествий может возрасти на 40-45%, а протяженность дорог сократится в четыре раза. Еще больше затруднится движение в мегаполисах и прилегающих к ним областях. Скорость движения на дорогах снизится в среднем на 20%. Практически прекратится строительство многих приоритетных объектов. Дорожное хозяйство России, по словам министра транспорта и связи, частные инвесторы не считают инвестиционно привлекательной отраслью. По мнению г-на Левитина, приходу частных инвесторов мешает отсутствие необходимой законодательной базы для работы в дорожном строительстве частных компаний, например, нет законов о концессиях, платных автодорогах, земельных отношениях в дорожном хозяйстве.

Окончательный вариант национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог России на период до 2025 года должен быть подготовлен к 1 октября 2004 года. Пока же выдвинуто два основных предложения по борьбе с бездорожьем. Первое исходит от министра финансов Алексея Кудрина - с не свойственной ему щедростью он предложил увеличить ежегодное финансирование дорожного строительства на 15-20 млрд рублей (на 2004 год в бюджете на эту статью расходов выделено 80 млрд рублей). Второе предложение выдвинул Игорь Левитин: создавать платные дороги, что привлечет в отрасль частные инвестиции. По мнению министра транспорта и связи, для развития частных автомобильных дорог в России необходимо принять закон о концессионных договорах, тогда в управление частным инвесторам можно будет передавать на длительный срок дороги и придорожные территории. Это в свою очередь позволит снизить сроки окупаемости дорог и развить придорожную инфраструктуру. Специалисты оценили предложения министров весьма скептично.

Ударить бизнесом по бездорожью

Почему частные инвестиции не идут в автодорожную отрасль? Потому что большинство автодорожных проектов окупается плохо и долго, а еще потому, что у долгосрочных вложений в России очень высокая степень риска. Сравнение проектов российских платных дорог с зарубежными показывает, что удельные инвестиционные расходы на строительство дорог на Западе и у нас примерно равны (по данным Росдорнии, 1 км автомо

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (419) 17 мая 2004
    Чечня
    Содержание:
    Войны не будет

    После гибели президента Чечни Ахмада Кадырова подлинную власть в республике олицетворяет только федеральный центр

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама