«Этот муравейник надо взрывать!»

Культура
Москва, 15.08.2011
«Эксперт» №32 (765)
Автор нашумевшей «Чайки» отправился сотрясать театральный Петербург, забрав с собой актрис «Табакерки»

Фото: Алексей Майшев

Филолог по первому образованию, Константин Богомолов прославился «непочтительным отношением» к хрестоматийной классике и остроумными капустниками, сценарии которых он сочиняет для театральной премии «Гвоздь сезона». На капустниках достается всем: и молодым, и именитым, и даже председателю Союза театральных деятелей Александру Калягину. Точно так же не церемонится Богомолов и с русской литературой. Героев тургеневских «Отцов и детей» он переселил на советские номенклатурные дачи, сделав Базарова неформалом в растянутом свитере. Действие «Волков и овец» перенес в начало ХХ века — к персонажам Островского заявились чекисты с обыском. А в «Wonderland-80» и вовсе перемешал «Заповедник» Довлатова со сценами из «Алисы» Льюиса Кэрролла, придумав горький и смешной спектакль о советской Стране чудес. Эти постановки идут в зале на 200 мест — в Театре-студии под руководством Олега Табакова. Отвязная «Чайка», выпущенная Богомоловым в июне, тоже сделана под грифом «Табакерки», но играется на большой сцене МХТ имени Чехова — при полной поддержке зрительного зала. Действие пьесы перенесено в конец хрущевской оттепели, звучат песни Окуджавы и Людмилы Зыкиной, Треплев бунтует против соцреализма, а Нина Заречная раскладывает кокаиновую дорожку. Театральное хулиганство, в котором принимают участие мхатовцы первой величины, раскололо критический цех. А пока критики спорят, Богомолов уже репетирует в питерском театре «Приют комедиантов» «Короля Лира», события которого разворачиваются в СССР времен Второй мировой войны…

Один из ярких режиссеров нового поколения рассказал «Эксперту» о своей творческой эмиграции в Санкт-Петербург, о развенчании священных мифов и о том, как арт-хаус может повлиять на экономику.

Зачем успешный московский режиссер уезжает в Питер?

— Я никогда не любил этот город, но последние пару лет стал ощущать уход провинциальности, которая раньше чувствовалась там очень сильно. К тому же я давно хотел делать «Короля Лира», причем с одним условием: Лира должна играть актриса «Табакерки» Роза Хайруллина. В Москве этот проект не получил поддержки, а в Питере Виктор Минков, директор и худрук «Приюта комедиантов», согласился. Честно скажу: так, как на «Лире», я давно не отрывался. Действие будет происходить в Москве с 1940-го примерно года и до 1946–1947-го. Лир болен раком, раздает дочерям государство и начинает бузить, пытаясь напоследок упиться жизнью. Такая вроде бы бытовая мотивировка. «Дарю тебе этот прекрасный кусок государства», — разглагольствует Лир над картой, сделанной в виде юного голого женского тела, напоминающего своей позой очертания Красной империи. Но потом выясняется, что «тело» это поражено раком, как и тело Лира. Это как президент Медведев помещает в твиттере фотографии, снятые с вертолета: на них такая прекрасная страна. В реальности же она поражена метастазами. Французский король в моем спектакле — это немецкий дипломат, из тех, что наводняли Москву в 1930-е. Он забирает к себе отринутую отцом Корделию, а потом приходит с войной.

Новости партнеров

«Эксперт»
№32 (765) 15 августа 2011
Финансовый кризис
Содержание:
Фондовая Фукусима

Снижение суверенного кредитного рейтинга США и нарастание проблем в еврозоне вызвали панику на финансовых рынках по всему миру. Однако есть надежда, что нового витка экономического кризиса удастся избежать

Международный бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама