• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -85.53
  • CNY Бирж 28.85 +-16.28
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
20 лет истории
Cобытия

«Мир» защищается штрафами

Финансы
«Мир» защищается штрафами
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
НСПК, обслуживающая платежную систему «Мир», намерена штрафовать банки за недостаточный контроль платежной безопасности в обслуживаемых ими торговых предприятиях.

Банки постоянно ужесточают профилактику мошенничества, как того требует законодательство. Сейчас при проверках переводов на признаки мошенничества они прежде, чем осуществить операцию, будут сверяться со специальной базой ЦБ (FinCERT — по сути черный список банковских клиентов, замеченных в подозрительных операциях).

Теперь волна борьбы со злоумышленниками докатилась и до эквайринга. В 2023 г. рост числа мошеннических операций в третьем квартале составил 1,02 б.п. по сравнению с 0,59 б.п. (в этой системе оценки 1 б.п. соответствует потере 1 коп. на 100 руб. покупок) по всей платежной системе «Мир» в первом квартале. Одним из самых распространенных нарушений является списание с карты средства за якобы совершенную покупку в магазине. Обычно банк-эмитент, выпустивший карту, обжалует операцию, но средства не всегда удается вернуть, так как для такого рода мошенничеств нередко создаются специальные торгово-сервисные предприятия (ТСП), которые собирают деньги и исчезают.

Как заявил руководитель направления «Антифрод» Национальной системы платежных карт (НСПК) Алексей Ипатов, оператор карт «Мир» будет применять штрафные санкции к банкам в зависимости от уровня мошенничества, которое фиксируется в обслуживаемых ими торгово-сервисных предприятиях, в том числе принимающих платежи через интернет.

Алексей Ипатов сообщил «Коммерсанту», что с 1 сентября планка максимального объема мошеннических операций у эквайеров снижена с 50 до 5 б. п., где 1 б. п. соответствует потере 1 коп. на 100 руб. покупок. Одновременно снизился вдвое срок подачи информации об инциденте — с 30 до 15 дней. Кроме того, теперь при расчете контрольных значений фиксируется не дата подачи информации о мошенничестве, а дата проведения операции.

«Появятся две программы, базовая и экстренная, по которым будет рассчитываться уровень мошенничества, — передает слова Ипатова „Прайм“. — Мы знаем, что банки уже осуществляют контроль мошенничества на уровне торгово-сервисных предприятий. Штрафы появятся позже, и у кредитных организаций будет время, чтобы настроить отчетность». Поначалу, сообщил он, банки будут получать нотификации (предупреждения), а в случае непринятия мер в силу вступят штрафы, право на применение которых у НСПК есть.

На исправление ситуации у банков будет до двух месяцев при базовых нарушениях. При экстренных — штрафовать могут начать уже в первый месяц. Если ситуация не исправляется, то штрафы увеличиваются, а окно оспаривания расширяется, после чего в банке будет проводиться аудит НСПК.

Первый штраф банку за нахождение каждого обслуживаемого им ТСП в штрафной программе планируется установить в 50 тыс. руб., при повторении ситуации штраф вырастет до 250 тыс. руб., затем — до 500 тыс. руб. и т. д.

Базовый уровень, рассказал Ипатов, предполагает не менее 25 мошеннических операций за отчетный месяц на сумму не менее 250 тыс. руб. Экстренный уровень — 100 операций на 1 млн руб.

Кредитные организации, безусловно, должны предпринимать меры для защиты своих клиентов, в первую очередь физических лиц, отмечает Екатерина Авдеева, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России». Согласно официальной статистке регулятора, количество операций без согласия клиентов в прошлом году сократилось на 15,31% по сравнению с 2021 г. При этом их объем увеличился на 4,29%, превысив 14 трлн руб.

«Кредитные организации могут применять более эффективные схемы защиты клиентских счетов, хотя они и потребуют дополнительных затрат, — полагает эксперт. — Предлагаемую двухступенчатую меру, хотя она сможет решить проблему далеко не во всех ситуациях, можно назвать вполне адекватной. Стоит отметить, что мера находится в корреляции с риск-ориентированным подходом, который может применяться и в этой сфере. Самое главное — четко прописать меры, чтобы они были понятны кредитным организациям».

Материалы по теме:
Финансы, 19 апр 18:38
Кредитование в марте резко ускорилось
Финансы, 10 апр 15:58
ЦБ ожидает результаты «на уровне 2023 года, либо немногим более»
Финансы, 5 апр 14:11
ФНС отчиталась о росте выдачи карт банками СНГ
Финансы, 25 мар 19:11
АРБ вместе с МВД и ЦБ начали тестировать стандарты борьбы с мошенниками
Свежие материалы
Социальное партнерство с искусственным интеллектом
Общество,
Как нейросети привлекают к решению общественных задач
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен
«Финансист», Теодор Драйзер
Книги,
Финансы и свобода