Банки постоянно ужесточают профилактику мошенничества, как того требует законодательство. Сейчас при проверках переводов на признаки мошенничества они прежде, чем осуществить операцию, будут сверяться со специальной базой ЦБ (FinCERT — по сути черный список банковских клиентов, замеченных в подозрительных операциях).
Теперь волна борьбы со злоумышленниками докатилась и до эквайринга. В 2023 г. рост числа мошеннических операций в третьем квартале составил 1,02 б.п. по сравнению с 0,59 б.п. (в этой системе оценки 1 б.п. соответствует потере 1 коп. на 100 руб. покупок) по всей платежной системе «Мир» в первом квартале. Одним из самых распространенных нарушений является списание с карты средства за якобы совершенную покупку в магазине. Обычно банк-эмитент, выпустивший карту, обжалует операцию, но средства не всегда удается вернуть, так как для такого рода мошенничеств нередко создаются специальные торгово-сервисные предприятия (ТСП), которые собирают деньги и исчезают.
Как заявил руководитель направления «Антифрод» Национальной системы платежных карт (НСПК) Алексей Ипатов, оператор карт «Мир» будет применять штрафные санкции к банкам в зависимости от уровня мошенничества, которое фиксируется в обслуживаемых ими торгово-сервисных предприятиях, в том числе принимающих платежи через интернет.
Алексей Ипатов сообщил «Коммерсанту», что с 1 сентября планка максимального объема мошеннических операций у эквайеров снижена с 50 до 5 б. п., где 1 б. п. соответствует потере 1 коп. на 100 руб. покупок. Одновременно снизился вдвое срок подачи информации об инциденте — с 30 до 15 дней. Кроме того, теперь при расчете контрольных значений фиксируется не дата подачи информации о мошенничестве, а дата проведения операции.
«Появятся две программы, базовая и экстренная, по которым будет рассчитываться уровень мошенничества, — передает слова Ипатова „Прайм“. — Мы знаем, что банки уже осуществляют контроль мошенничества на уровне торгово-сервисных предприятий. Штрафы появятся позже, и у кредитных организаций будет время, чтобы настроить отчетность». Поначалу, сообщил он, банки будут получать нотификации (предупреждения), а в случае непринятия мер в силу вступят штрафы, право на применение которых у НСПК есть.
На исправление ситуации у банков будет до двух месяцев при базовых нарушениях. При экстренных — штрафовать могут начать уже в первый месяц. Если ситуация не исправляется, то штрафы увеличиваются, а окно оспаривания расширяется, после чего в банке будет проводиться аудит НСПК.
Первый штраф банку за нахождение каждого обслуживаемого им ТСП в штрафной программе планируется установить в 50 тыс. руб., при повторении ситуации штраф вырастет до 250 тыс. руб., затем — до 500 тыс. руб. и т. д.
Базовый уровень, рассказал Ипатов, предполагает не менее 25 мошеннических операций за отчетный месяц на сумму не менее 250 тыс. руб. Экстренный уровень — 100 операций на 1 млн руб.
Кредитные организации, безусловно, должны предпринимать меры для защиты своих клиентов, в первую очередь физических лиц, отмечает Екатерина Авдеева, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России». Согласно официальной статистке регулятора, количество операций без согласия клиентов в прошлом году сократилось на 15,31% по сравнению с 2021 г. При этом их объем увеличился на 4,29%, превысив 14 трлн руб.
«Кредитные организации могут применять более эффективные схемы защиты клиентских счетов, хотя они и потребуют дополнительных затрат, — полагает эксперт. — Предлагаемую двухступенчатую меру, хотя она сможет решить проблему далеко не во всех ситуациях, можно назвать вполне адекватной. Стоит отметить, что мера находится в корреляции с риск-ориентированным подходом, который может применяться и в этой сфере. Самое главное — четко прописать меры, чтобы они были понятны кредитным организациям».