Средняя сумма украденных средств, по данным Ozon банка, достаточно скромна: в половине случаев (51%) мошенникам удалось украсть не более 5 тыс. рублей, еще в 13% случаев краж — сумма составляла от 5 до 10 тыс. рублей. Украсть больше 100 тыс. рублей мошенникам удалось только у двух из ста потерпевших, а максимальный размер кражи достиг 300 тыс. рублей.
Основным механизмом мошенничества по-прежнему остается социальная инженерия, включающая разговор с потерпевшим по телефону. Почти 43% опрошенных Ozon банком респондентов получали звонки якобы от сотрудников банков, а 20% — от лже-сотрудников Центробанка (кто придумал такой скрипт мошенникам — загадка, учитывая, что ЦБ не занимается клиентским обслуживанием граждан).
Из творческих новинок мошенников стоит отменить предложение собеседнику работы, для оплаты которой надо оформить «специальную зарплатную карту» и предложение купить доступ к конфиденциальной информации о ком-либо, собранной «с помощью искусственного интеллекта».
По данным Ozon Банка, 70% опрошенных оценивают уровень своей финансовой грамотности как высокий или очень высокий, а каждый пятый респондент и вовсе назвал свои познания в финансах отличными. Только 7% сказали, что у них плохой уровень финансовой грамотности.
Эта оценка совпадает и с оценкой профильного ведомства. За 7 лет реализации Стратегии повышения финансовой грамотности доля граждан, которая имеет средние или высокие знания в области финансовой грамотности, выросла с 56 до 72%, считает руководитель проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Михаил Сергейчик.