• USD Бирж 1.09 +10.02
  • EUR Бирж 12.57 +86.35
  • CNY Бирж 28.51 --15.93
  • АЛРОСА ао 80.54 -0.54
  • СевСт-ао 1972.4 -0.2
  • ГАЗПРОМ ао 157.51 -0.26
  • ГМКНорНик 153.12 -0.22
  • ЛУКОЙЛ 7680.5 +-10.5
  • НЛМК ао 251.98 +-0.52
  • Роснефть 594.75 -2.2
  • Сбербанк 321.48 +-0.7
  • Сургнфгз 34.095 -0.16
  • Татнфт 3ао 747.5 +-0.6
  • USD ЦБ 90.99 90.92
  • EUR ЦБ 98.78 98.9
Эксперт меняется
Cобытия

Путешественников заложили в план

Города
Путешественников заложили в план
Фото: Александр Манзюк/ТАСС
В конце января ООО «ПроГород» (входит в группу ВЭБ.РФ) объявил о завершении конкурса на разработку шести мастер-планов туристических макрорегионов. Эти мастер-планы должны быть созданы до конца года, они станут последними в ряду проектов развития 12 туристических макрорегионов. Их реализация должна завершится в 2030 г.

Состав туристических макрорегионов, для которых мастер-планы разрабатываются в 2024 году:

  • «Большой Алтай» — Республика Алтай, Алтайский край и Кемеровская область.
  • «Большая Волга» — Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тверская, Ульяновская и Ярославская области.
  • «Большой Урал» — Республика Башкортостан, Пермский край, Челябинская и Свердловская области.
  • «Восточный Юг России» — Республика Адыгея, Краснодарский край и Ростовская область.
  • «Русская Балтика» — Калининградская область.
  • «Русский Север и Арктика» — Республика Карелия, Мурманская, Вологодская и Архангельская области.

Проектный офис ООО «ПроГород» совместно с Минэкономразвития России начал разрабатывать туристические мастер-планы в декабре 2021 г. как часть национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и госпрограммы «Развитие туризма». В 2022 г. были подготовлены мастер-планы «Западный Юг России», «Большое Золотое кольцо», «Дальний Восток», а также схема развития туризма Российской Федерации, в 2023-м — мастер-планы «Из Москвы в Санкт-Петербург», «Байкал» и «Большой Кавказ». Подготовленные проекты охватывают 29 регионов.

В конце января были отобраны победители конкурса на разработку шести оставшихся мастер-планов. Консорциумы победителей в 2024 г. возглавили: проектно-консалтинговая компания «Новая Земля» (они займутся «Большой Волгой» и «Русским Севером и Арктикой»), консалтинговая компания Strategy Partners (в их компетенции «Русская Балтика» и «Большой Урал»), Институт Генплана Москвы («Большой Алтай») и научно-исследовательский центр «Картфонд» («Восточный Юг России»).

К маю должен быть завершен сбор аналитических данных, к концу декабря — все проектные работы. В ходе разработки шести турсхем, надо учесть возможности 28 регионов. Часть из них пересекаются друг с другом в разных туристических макрорегионах.

Например, Тверская область фигурирует сразу в трех туристических мастер-планах, двух разработанных («Из Москвы в Санкт-Петербург» и «Большое Золотое кольцо»), и одном, над которым работа только начинается: это «Большая Волга». Таким образом, чтобы сформировать предложение по развитию туризма на Тверской земле, специалистам нужно учитывать содержание сразу трех документов.

«В каждой турсхеме будет предложен концепт, который объединит туристические возможности всех регионов в составе макротерритории, — рассказала „Эксперту“ Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО „ПроГород“. — Примером тут может служить Большая Кавказская дорога — высокогорный автомобильный маршрут по Кавказскому хребту. Маршрут проходит на отметках до 4000 м и объединяет все самые живописные видовые точки. Там только 30% дороги нуждаются в улучшении качества дорожного покрытия. Она станет туристической альтернативой существующей трассе Р-217, которая выполняет в основном логистические функции».

Аналогичный проект был предложен на Байкале: автомобильное кругобайкальское кольцо протяженностью 2660 км и пешеходная тропа вдоль озера протяженностью 1568 км (при протяженности береговой линии 2100 км.) Исходно проект Большой Байкальской тропы был частной инициативой сообщества байкальских тропостроителей, но сегодня он поддержан крупными компаниями. В частности РЖД профинансировала строительство одного из участков на севере Байкала, а ВЭБ.РФ поддержала создание федерального центра тропостроения в Байкальске.

Самым масштабной по количеству регионов турсхемой стала «Большая Волга». Если не считать общей турсхемы РФ, это самый грандиозный мастер-план в России за всю историю подготовки таких документов.

«Для меня это одна из самых амбициозных задач на проекте — попытаться найти объединяющие сюжеты и прийти к пониманию единой волжской идентичности, — рассказал „Эксперту“ руководитель проекта в „ПроГороде“ Даниил Веретенников. — За Волгой стоит образ великой русской матушки-реки, но она ведь не только русская, но и великая татарская, марийская, чувашская... Это совершенно разные контексты — культурные, географические, ландшафтно-экологические. А внутри каждого региона есть еще свои неповторимые особенности. Но придумать уникальное туристическое предложения для всей Волги, бренд единого целого — это вполне посильная задача, и мы будем стремиться к ее выполнению».

По словам Веретенникова, в ходе встреч с экспертным сообществом тема местной идентичности возникала чаще всего. На втором месте — проблемы экологии. Обеспечить сохранность природных комплексов особенно важно, поскольку реализация мастер-планов направлена на повышение объемов турпотока в регионы, а значит, и увеличение антропогенной нагрузки на территории. Даниил Веретенников считает, что противоречия здесь нет: «Дилемму можно решить разведением потоков пользователей: увеличить число входов на территорию и модернизировать дорожно-тропиночную сеть. Это могут быть в том числе экотропы и специальные площадки на них, где туристы смогут сделать остановку и разбить палатку».

Полезные бонусы

Как ни важна стратегия пространственного развития в целом, для регионов ее главное прикладное значение заключается в том, чтобы определить инвестиционные лоты — земельные участки под развитие туристической инфраструктуры, прежде всего под строительство гостиниц. На каждый мастер-план приходится примерно по два таких лота, то есть на 28 регионов их будет порядка 56–60.

«Поскольку федерального финансирования на реализацию турсхем напрямую не выделяется, обычная дорожная карта мероприятий здесь не работает, — говорит Ксения Титова. — Частично решить эту проблему мы смогли, интегрировав в проекты единую матрицу инструментов финансирования и мер поддержки: банковских, корпоративных, ведомственных, например, по линии Минстроя, Минтранса, Минкульта, Минэка, институтов развития. В матрице эти инструменты сгруппированы по ключевым направлениям развития, которые обычно присутствуют во всех мастер-планах: транспорт, инженерная инфраструктура. Это стало серьёзным эволюционным шагом по итогам первого года работы над схемами.»

Как правило, «ПроГород» в качестве квалифицированного заказчика разрабатывает проект согласованного инвестиционного лота и передает региону для поиска инвестора. Если инвестор уже определен, то работа ведется с собственником территории. Благодаря такому подходу можно заранее дать ответы на все вопросы потенциального инвестора: где строить, исходя из инфраструктурной обеспеченности территории и планов региона по развитию туризма, каков будет финансовый результат для инициатора, чем проект концептуально будет отличаться от конкурентов.

Мастер-планирование в целом занимает важное место в повестке развития экономики городов ВЭБ.РФ. Так, при поддержке Госкорпорации, в рамках программы развития дальневосточных городов, были разработаны и уже реализуются стратегические мастер-планы Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Читы и Благовещенска. Президент РФ Владимир Путин поручил при участии ВЭБа привлечь к этой работе крупный бизнес и градообразующие предприятия. Кроме того, ВЭБ планирует представить подготовленный совместно с КБ Стрелка Национальный стандарт мастер-планов: он позволит оптимизировать процессы разработки таких документов, а также повысить их качество.

Турсхема — отраслевой мастер-план, который предусматривает определение приоритетных проектов с резервированием земельных участков (инвестиционных лотов) под развитие инфраструктуры туризма, в том числе размещение гостиниц, а также строительство транспортных и инженерных сетей. К ключевым показателям эффективности здесь относятся объем турпотока, номерного фонда и количество рабочих мест в туристической индустрии. Учитываются также отдельные характеристики турпотока, такие, например, как средний чек, длительность пребывания в той или иной локации, предпочтительные виды туризма.

Материалы по теме:
Города, 17 мая 18:00
С чего начинается развитие благоприятной среды
Города, 3 мая 18:50
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Города, 8 апр 13:12
На выставке-форуме «Россия» подвели итоги проекта «Город на прокачку»
Свежие материалы
Восприимчивым не в кого верить
Общество,
Россияне разочаровались в «массовой психотерапии»
Инвесторы порадовались банкам
Финансы,
Рынок акций вышел из коридора
Город меняется с возрастом
Города,
С чего начинается развитие благоприятной среды