Не проели

Устойчивость Halton в условиях спада на 40% объемов производства обеспечена агрессивной политикой лидерства

На рынке оборудования, регулирующего климат в помещениях, марка Halton означает примерно то же, что фамилия Пушкин – в литературе. За последнее десятилетие финский концерн охватил своей продукцией почти все сферы возможного применения, начиная от жилых зданий и заканчивая морскими буровыми платформами. Ныне он стабильно лидирует в основных сегментах рынка, увеличивая оборот в среднем на 20% в год. Не стал исключением и 2008-й – оборот концерна вырос на четверть и составил 171 млн евро.

Тотальное присутствие на мировом рынке вполне укладывается в концепцию агрессивного развития концерна, обнародованную в конце 1990-х годов. Halton открыто декларирует, что намерен быть лидером во всем – в производстве, технологиях, качественных характеристиках продукции. «Мы с шашлычными не работаем, у нас только крупные проекты, – подчеркивает глава представительства Halton в Восточной Европе Юри Руссе, – делаем системы внутреннего климата для аэропортов, гостиниц, стадионов, деловых центров и тому подобных объектов».

Скупка конкурентов открыла Halton  глобальные рынки и оснастила его новейшими технологиями в производстве оборудования для создания внутреннего климата

Увы, все масштабные проекты имеют один недостаток – они инерционны и начинаются, как правило, еще на стадии проектирования. Массовая заморозка крупных инвестиционных вложений осенью 2008-го, когда формировались бюджеты на текущий год, не могла не сказаться на производственных показателях: с января по октябрь этого года в Halton на отдельных направлениях бизнеса наблюдается ощутимый спад – до 40%.

Тяга к лучшему

Тем не менее Юри Руссе уверяет, что оснований плакаться на жизнь у персонала нет. «Во-первых, несмотря на неустойчивую ситуацию в экономике, во многих странах продолжают активно строить. И это подтверждает наш портфель заказов на 2010 год. Во-вторых, в условиях кризиса возрастает спрос на технику, способную обеспечить на протяжении всего срока эксплуатации не только комфортный внутренний климат и широкие эстетические возможности, но и низкое энергопотребление. А по совокупности этих трех параметров конкурентов у нас нет», – говорит Руссе.

Глава представительства не преувеличивает – за последнее десятилетие Halton попросту скупил всех своих конкурентов. Политика интенсивного поглощения стартовала в 2000 году, когда концерн получил основной пакет акций норвежской компании Acti-Com, считавшейся на тот момент номером один в мире по количеству ноу-хау для систем регулирования внутреннего климата. Спустя три года состоялась сделка с финской Clairia, обладавшей репутацией общепризнанного международного эксперта и поставщика лучших технологических решений фильтрации воздуха. В 2005 году в состав концерна влился «тяжеловес» глобального рынка климатического оборудования для промышленных кухонь – Vent Master Europe Ltd. Одновременно Halton приобрел канадские и американские деловые операции компании Garland Commercial Ranges Ltd. Еще год спустя в Halton вошла немецкая компания Wimbock GmbH, считавшаяся лучшей в производстве вентиляционного и охлаждающего оборудования для общепита. Вся продукция Wimbock официально перерегистрирована и теперь известна как Halton Foodservice GmbH в Германии и Halton Co. Ltd в Японии.

 pic_text1 Фото: Halton
Фото: Halton

Скупка конкурентов открыла Halton глобальные рынки и оснастила его новейшими технологиями в производстве оборудования для создания внутреннего климата. По существу, за несколько лет концерн отобрал лучшее из представленного в основных рыночных сегментах и объединил под собственным брендом. Тем не менее не стоит считать, что Halton механически «приватизировал» чужие достижения и опыт.

На фоне других игроков рынка Halton традиционно выделяется щедрыми инвестициями в разработку новых продуктов. Концерн сотрудничает с Массачусетским технологическим институтом, Национальной лабораторией имени Лоуренса в Беркли, Национальным университетом Сингапура и другими научно-исследовательскими организациями Европы, США и Азии. Финансирование НИОКР составляет ежегодно не менее 10% расходной части бюджета, но, в зависимости от текущих задач, может быть и значительно выше. В частности, чтобы создать линейку продуктов специально для горячего и влажного климата Юго-Восточной Азии, финский концерн на протяжении трех лет финансировал так называемый Сингапурский проект. Результаты этого исследования позволили учесть климатические особенности азиатского региона и предложить клиентам наиболее продвинутые технические решения.

Все в НИОКР

Инвестиции в исследовательские работы не сокращены даже в кризис. Собственная лаборатория Halton по тестированию внутреннего климата и сейчас все так же неспешно и обстоятельно ведет изыскания. В составе концерна она функционирует с 1989 года, но с той поры ее возможности многократно возросли. Ныне она занимает более 2 тыс. кв. м и представляет собой, по существу, колоссальный модуль, в котором можно сымитировать климат любого помещения – зала аэропорта под двадцатиметровым куполом, крытого стадиона на 20 тыс. мест, конференц-зала, бассейна, небольшой переговорной.

Посетителям с удовольствием демонстрируют процесс тестирования. За стеклянной стеной одного из лабораторных помещений рабочие в фирменной синей униформе воспроизводят офис, для которого предстоит разработать систему кондиционирования. Один к одному копируется расположение окон и дверей, мебели, светильников, сверяется высота потолков и количество клерков. Полутораметровые цинковые цилиндры с отверстиями – это и есть служащие, по крайней мере выделяют они такое же количество тепла. После того как офис воссоздан, начинается изучение целого спектра характеристик – аэродинамических, акустических, тепловых и т.д. Лабораторные результаты измерения будут использованы для последующего моделирования воздушных потоков.

Моделирование воздушных потоков Halton позаимствовал из авиации, и теперь этот уникальный инструмент анализа позволяет с максимальной точностью отлаживать функции создаваемых на заказ систем вентиляции и кондиционирования – они, несомненно, учтут все индивидуальные «особинки» помещения. Хороша технология моделирования и для того, чтобы сравнивать альтернативные решения или сводить воедино отдельные фазы проекта.

Тестируют в лаборатории не только условия, в которых предстоит работать произведенному в концерне оборудованию, но также само оборудование и материалы, из которых собирают готовые изделия. Вся эта работа, безусловно, длительная и дорогостоящая, но ведь хорошо известно, что именно из затратного лабораторного «сора» и произрастает точность конструкторских, проектных решений.

Без потрясений

Прошлой осенью, в самый разгар кризиса, Halton запустил в городке Каусала, в 100 км от Хельсинки, еще один, десятый по счету завод. Его начали строить в период быстрого, на 20%, роста оборота, чтобы обеспечить на перспективу необходимый задел мощностей. От корпоративных братьев за пределами Финляндии завод в Каусала отличается тем, что позволяет концерну значительно, почти вдвое, нарастить объем выпускаемой продукции.

Новое производство пользуется большим вниманием финской и зарубежной прессы, руководителю завода Пекке Хуотари часто приходится рассказывать о его преимуществах. Правда, во время экскурсий журналистов просят не фотографировать, поскольку часть используемого в Каусала оборудования является ноу-хау Halton.

 pic_text2 Фото: Halton
Фото: Halton

Запатентованные концерном секреты угадываются с первого взгляда: вот на площади 10-12 кв. м хозяйничает ярко-желтый робот. Берет из штабеля заготовок металлический обод и, ловко жонглируя им, наваривает по краю полоску резины. Затем кладет на маленький, почти игрушечный конвейер – и через пару секунд обод соскальзывает в родственную стопку прошедших вулканизацию элементов воздуховода.

Такие же металлические руки на двух других участках без устали собирают калориферы и расширительные камеры. «А это наша гордость», – презентует Хуотари автоматизированную линию по изготовлению потолочных охладителей. Производительность линии – 14 тыс. деталей в день, она спроектирована и построена по заказу Halton машиностроительной компанией Finn Power Oy. Участие человека не предполагается в принципе: материалы со склада подаются автоматически, в автоматическом же режиме обрабатываются и, последовательно пройдя цепочку манипуляций, предстают в виде высокотехнологичного изделия. Сейчас линия работает на минимуме проектной мощности, тем не менее срок ее окупаемости не превысит полутора лет. В любом случае ни эта автоматика, ни роботы, ни линии лазерной резки стали не станут причиной финансовой катастрофы. Как с гордостью говорит Юри Руссе, концерн не проел заработанное в период бурного развития, а по максимуму вложил средства в модернизацию основных фондов, складского хозяйства, компьютеризацию документооборота.

Важное достоинство управляемого электроникой механизма – он исключает такое явление, как брак. Сложнее с теми участками производства, где труд человека по-прежнему востребован. «Изделие должно работать точно, а не почти», – озвучивает корпоративный лозунг Пекка Хуотари. Не исключено, впрочем, что гипертрофированное внимание к качеству готовых изделий имеет не только идеологическую подоплеку. Каусала – небольшой фермерский район с 60-тысячным населением, избытка высококвалифицированных пролетариев явно не наблюдается. Здесь же расположено и несколько других производств концерна, поэтому кадровая политика выстроена таким образом, что штатная численность предприятий варьируется в зависимости от реальной загрузки.

По словам руководителя завода, желающих работать по средней ставке 11-12 евро в час в Финляндии более чем достаточно: труд несложный, а производственный график максимально увязан с местной спецификой. Смена начинается в 6.00 и заканчивается в 14.30 – для тех, у кого имеется собственное хозяйство, весьма удобно. При желании до 200 часов можно отработать авансом (накопить их, как в банке, благо электронный учет времени позволяет это делать), а потом в нужный момент использовать. Разрешается и обратный порядок – пропустить по личным причинам до 40 часов в год.

Местный трудовой ресурс охотно осваивает по нескольку специальностей, и это позволяет менеджменту гибко решать проблемы специализации. Если же у предприятия крупный заказ, то отдельные детали, допустим регулировочные конусы, поручают собирать на дому женам фермеров. «Когда сильно возрастет объем заказов, с рабочими проблемы тоже не возникнет, – уверен Пекка Хуотари. – Неподалеку расположен 70-тысячный район Лахти».

Хуотари не сомневается, что спад производства на 40% не станет катастрофой для вверенного ему хозяйства. Все кризисы когда-нибудь кончаются – через месяц или через полгода. Но с концерном ничего не случится – ситуация под контролем: конкуренты поглощены, технологическое лидирование налицо, есть необходимый кадровый и производственный резерв.

Каусала – Хельсинки – Санкт-Петербург