Порог в €200 для беспошлинного ввоза товаров, приобретенных физлицами на маркетплейсах, и ввезенных на территорию Таможенного союза стран ЕАЭС (объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению), сохранится как минимум на ближайшие два года.
«Мы завершили согласование со сторонами соглашения по электронной торговле. <...> Пока будет сохранена [планка для беспошлинного ввоза] в размере 200 евро, через два года вернемся к пересмотру», — сказал журналистам министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Сейчас при превышении этого порога действует ввозная пошлина в 15% от стоимости, как и для международных посылок. По словам Андрея Слепнева, в 2026 г. она будет снижена до 5%. При этом с середины следующего года в странах ЕАЭС изменится система взимания НДС с товаров электронной торговли — в каждой стране будет начисляться разный размер этого налога (соответствующие изменения хотят внести в Таможенный кодекс ЕАЭС). Таким образом, по словам министра торговли ЕЭК, часть платежа за товары с маркетплейсов с середины 2026 г. фактически будет перенесена в НДС.
«Если сегодня у нас совокупный платеж, который включает как налоговую, так и таможенную составляющую — 15%, то после „включения“ главы Таможенного кодекса будет накладываться отдельный НДС по национальному законодательству», — пояснил Андрей Слепнев. Новая система взимания платежей при покупках физлицами товаров на маркетплейсах дороже €200, по словам чиновника, будет «примерно соответствовать» текущему объему платежа.
«Это будет обсуждаться завтра [на евразийском межправсовете]. Мы рассчитываем, что будет подтверждена договоренность, что мы на этот механизм перейдем к середине следующего года», — добавил Андрей Слепнев.
Если система компенсации для покупателя НДС за счет снижения пошлин будет корректно работать, то заказчик не должен заметить разницу, предположила в разговоре с «Экспертом» руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли группы компаний Б1 Вильгельмина Шавшина. Однако она обратила внимание на то, что изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС в части электронной торговли откладываются. «Россия официально отозвала свою ратификационную грамоту», — заявила Шавшина, сославшись на достоверный источник. Она предположила, что принятие поправок, которые должны были установить новый порядок обложения сборами импортных заказов на маркетплейсах, затягивается из-за неопределенности позиций стран ЕАЭС о том, какого размера должны быть эти пошлины.
В октябре 2025-го Минфин сообщал, что подготовил поправки, которые вводят НДС на импортные товары, приобретаемые на маркетплейсах (вне зависимости от их стоимости). В проекте документа говорится, что с 2027 г. ставка должна составить 5%, с 2028 г. вырасти до 10%, а с 2029 г. и по 2030 г. — до 15% и 20% соответственно. Пакет документов, опубликованный 2 октября, пока еще не прошел рассмотрения в правительстве. Напомним, что в России с 1 января будущего года базовая ставка НДС, действующая для большинства товаров, вырастет с 20 до 22%.
Конечным плательщиком НДС является потребитель — и этот налог «вшивается» в стоимость товара целиком наравне с пошлинами, напомнила исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки (АТЭД) Галина Донцова. В беседе с «Экспертом» она усомнилась в том, что применение базовой ставки НДС к импортным заказам через маркетплейсы может быть компенсировано снижением ставки пошлины с 15% до 5%. «Если будет применяться ставка 22%, то снижением пошлин этот рост не компенсируется», — считает она..
Из расчета на одну посылку нагрузка с точки зрения сборов несколько вырастет: так, на чеке в €300 общий платеж НДС плюс пошлина, даже с учетом ее снижения до 5%, вырастет примерно с €15 до €28, оценил для «Эксперта» руководитель Центра экономической интеграции Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Никита Пыжиков. Если же считать по рынку в целом, то оценка министра по торговле ЕЭК о сохранении общего уровня в целом оправдана, уточнил собеседник. «Большая часть трансграничных покупок на маркетплейсах укладывается в порог €200. Сборы же формируются узким сегментом дорогих заказов, поэтому в агрегированном потоке e-commerce даст бюджету сопоставимые поступления, даже если в формуле сборов что-то поменять», — пояснил он.
«Эксперт» направил запрос в Ассоциацию цифровых платформ, представляющую интересы Wildberries, Ozon, «Авито», «Яндекса» и сервиса «Купер». Но к моменту выхода материала не получил на них ответ.
Розничный онлайн-импорт в Россию, согласно оценке Data Insight, в 2025 г. составит 209 млн заказов на 404 млрд руб. Для сравнения, в 2024 г. этот объем составил 168 млн заказов на 329 млрд руб. 98% заказов и 90% объема продаж за это время пришлось на Китай.
«Нас тревожит активный рост импорта из Китая по некоторым позициям, чувствительным для нас», — говорил Андрей Слепнев в интервью «Коммерсанту» в 2023 г. На пресс-конференции министр уточнил, что на сегодня торговля ЕАЭС и Китая «достигла паритета, баланс найден». «Китай сегодня, конечно, наш главный партнер, который покрывает 30% всего нашего товарооборота», — заявил Андрей Слепнев. Он также обратил внимание, что на конкурентоспособность евразийского пространства в торговле с Китаем влияют инфляционные тренды: «Мы видим, что в Китае наблюдается тренд на снижение цен. Российская же экономика в проинфляционном тренде, применяются высокие ставки, а рубль укрепился к юаню на 20% с прошлого года».
Андрей Слепнев также отметил, что электронная торговля быстро развивается и ее совокупный объем в странах ЕАЭС оценивается в $110 млрд в год и сейчас «охватывает порядка 17% всей розницы». К 2030 г., согласно его прогнозу, эта доля превысит 30%.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag