Платформизация отраслей привела к формированию парадоксальных отношений между работниками и теми структурами, которые дают им работу, но формально не являются работодателями. Сама по себе «платформенная занятость» — новый термин, относящийся к работникам, чья загрузка определяется непосредственно агрегатором услуг. Самый показательный, но далеко не единственный пример — «Яндекс. Такси» и подключенные к нему таксисты. Строго говоря, платформа не является работодателем, это скорее средство производства в руках самозанятых, ИП и иных форм малого бизнеса. Однако на практике как раз средство производства определяет объем работы и, опосредованно, доходы работника.
Из результатов мониторинга следует, что за последние три года с 31 до 36 лет вырос средний возраст «платформенного занятого, а также увеличилось с 38% до 40% число женщин. По итогам 2023 г., для 90% опрошенных платформенная занятость являлась основным источником дохода (обеспечивала более 50% денежных поступлений). При этом, число тех, кому платформа предоставляла единственный источник дохода выросло за этот же период с 45% до 79%. 8 из 10 опрошенных отмечают, что их платформенная деятельность оформлена официально в той или иной юридической форме. Причем доля таких работников среди курьеров и водителей такси выше, чем среди исполнителей прочих услуг.
Удовлетворенность от сотрудничества с онлайн-платформами за период 2021–2023 гг. несколько снизилась, но остается на уровне выше среднего. В большей степени платформенные занятые удовлетворены организацией труда: удобством графика работ; простотой и оперативностью начала сотрудничества; своевременностью и частотой оплаты.
В тройку приоритетных пожеланий к платформам попали: оплата труда, соответствующая фактически отработанному времени; пенсионные отчисления и страхование от несчастных случаев. В целом уровень важности предоставления социальных гарантий от платформенной деятельности за период 2021–2023 гг. несколько вырос, но продолжает находиться на низком уровне — 0,83 по шкале от 0 до 5.
Доля платформенных самозанятых, делающих отчисления в пенсионный фонд, выросла в два раза, причем одной из основных причин отсутствия добровольных пенсионных взносов является незнание о такой возможности.
Ожидания социальной поддержки противоречат самой сути отношений работников и агрегаторов. Появление платформ в свое время позволило вывести десятки тысяч работников из тени и обязать их платить хотя бы минимальные налоги. Однако работники, как показал опрос, рассматривают платформы как работодателя и экстраполируют на них соответствующие социальные запросы.
Как говорит Михаил Меркулов, директор практики организационного развития «КСК групп», эксперт по поведенческому анализу личности, отношения исполнителей с информационно-телекоммуникационными платформами не являются трудовыми.
Соответственно, осуществление социальных гарантий прав работников напрямую неприменимо к исполнителям услуг. Договор заключается сторонами путем присоединения, (например, фактом использования сервиса, либо нажатием кнопок «согласен»). Но в момент активации сервисов мало кто из исполнителей читает ссылки агрегаторов на десятки правил, положений, договоров, инструкций, с которыми они «соглашаются».
«Правовые последствия такого „согласия“ исчисляются в судебной практике сотнями споров в год между исполнителями и агрегаторами. Суды признают агрегаторы поставщиком информационно-справочных услуг, что исключает интерпретацию отношений с исполнителями в качестве трудовых», — поясняет Михаил Меркулов.