Как отмечается в документе, развитие высокотехнологического сектора играет ключевую роль в конкурентоспособности страны на мировой арене. Власти подавляющего большинства государств, в первую очередь развитых, наращивают участие в экономике высоких технологий, выступая регулятором, инвестором и стимулятором инноваций.
Так, в мире в 2000-е годы цифровая экономика росла в 2,5 раза быстрее, чем физический мировой ВВП. В 2020-е внедрение технологий еще больше ускорилось: к 2020 г. количество акселерационных программ для стартапов в мире достигло более чем 7 тыс., количество подключенных устройств интернета вещей выросло только за 2022 г. на 18%. А в области устойчивой повестки в 2022 г. доля электроэнергии из возобновляемых источников энергии в Европе составила 22,5% от всей произведенной мощности.
Роль государства в поддержке инноваций эволюционировала вместе с развитием технологий. Линейная модель поддержки, существовавшая с 1950-х гг., предполагала госинвестиции в НИОКР для компенсации недостаточных рыночных механизмов. С 1980-х модель поддержки стала системной. В ее рамках началось создание кластеров коммерциализации знаний для поддержания конкурентоспособного уровня бизнеса той или иной страны на мировом рынке. С 2010-х произошел переход к комплексной модели, предполагающей постановку долгосрочных целей развития. Эта модель способствует свободному экспериментированию бизнеса для решения ключевых социальных вызовов.
Сегодня, констатируют в Kept, не существует общего параметра, комплексно характеризующего уровень инновационного развития государств. Есть лишь ряд параметров, по которым можно сравнивать ситуацию с инновациями в ряде стран. Так, расходы на НИОКР в 2023 г. в Южной Корее достигли 4,9% ВВП, в Швейцарии — 3,4% ВВП, в Великобритании — 2,9%. В Китае и России показатель составил 2,4 и 1,1% соответственно.
В России при этом количество выданных патентов достигает 23,3 тыс., в глобальном инновационном рейтинге она находится на 51 месте, а по индексу простоты ведения бизнеса — на 28-м. Для сравнения: в Южной Корее число выданных патентов составляет 135,2 тыс., а в глобального инновационном рейтинге страна находится на 10-м месте. Первое же место в рейтинге занимает Швейцария, хотя там патентов было выдано в прошлом году лишь 1,7 тыс. Как констатируют авторы доклада, у каждой страны существует собственный подход к построению инновационных стратегий. В Швейцарии, к примеру, это человекоцентричная инновация и культура «постоянного улучшения». В Южной Корее — фокус на инновационном развитии методов создания технологических продуктов, в Китае — адаптация иностранных технологий под специфику отечественного бизнеса. В России же развитие инноваций идет под воздействием новых возможностей и угроз отставания.
Направление поддержки инноваций зависит от приоритетов национальной политики, но в первую тройку уверенно входят здравоохранение, обрабатывающая промышленность и экологические проекты.
Практически все экономически развитые государства принимают участие в проектах по созданию технологий искусственного интеллекта, зеленых технологий, биотехнологий и робототехники. В число инструментов по поддержке и стимулированию инноваций традиционно входят финансирование исследовании и разработок, налоговые льготы, создание гибкой нормативно-правовой базы и госзакупки разработанных технологий и продуктов.
Авторы исследования сообщают: сегодня в России перспектива технологического развития находится под влиянием внешних и внутренних угроз технологического отставания. В то же время существуют хорошие возможности для ускорения инновационного развития. До 2030 г. в число основных целей государства входят обеспечение национального контроля над воспроизведением критических технологий, переход к инновационно ориентированному экономическому росту и технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Ключевыми инструментами стимулирования инноваций в России будут формирование госзаказа, упрощение получения административных мер поддержки технологического сектора, создание новых рынков высокотехнологичной продукции, запуск и развитие системы творческих конкурсов и устранение регуляторных барьеров.
«У страны должны появиться амбиции на получение технологического суверенитета, а потом можно заниматься на должном уровне биотехнологиями, робототехникой и всем в этом исследовании перечисленным. Без этого все разговоры о технологическом развитии теряют смысл», — считает генеральный директор компании «Мультиклет», доктор технических наук Борис Зырянов.
Руководитель департамента по управлению проектами «НАТЭК-Нефтехиммаш» Игорь Каменев уверен, что у России есть возможности для развития в нынешних условиях. «Не закрыт ни один НИОКР, работают и увеличивают темп практически все производственные и технологические цепочки. Превалирующая роль государства в этих процессах, несомненно, помогла экономике устоять и перейти к инновационно ориентированному экономическому росту. Россия имеет сейчас возможность провести фундаментальную реформу по переходу на инновационное развитие», — констатирует он.
Стоит помнить, говорит эксперт, что большинство стран в первую очередь развивали технологические компетенции, ориентируясь на внутренний рынок, и лишь потом, освоив его, шли в международную конкуренцию.