Проблема контрафакта на маркетплейсах стоит остро. Причин для этого хватает: и рост популярности онлайн-площадок, расширение географии их доставок, увеличение числа продавцов на маркетплейсах и введение параллельного импорта.
Так, на одном из маркетплейсов подтвердились факты нарушений по более чем 77% жалоб, рассказал на круглом столе в ТАСС председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») Михаил Дубин. Он отметил, что по всем случаям были приняты меры, причем онлайн-площадки самостоятельно разбирались с проблемой, не дожидаясь реакции контрольных органов. И лишь в 32% случаев были применены санкции к продавцу: штраф, блокировка или предупреждение. «Маркетплейс является участником оборота, поэтому у площадок есть желание и потребность в саморегулировании», — отметил Михаил Дубин.
Как сообщили «Эксперту» в ЦРПТ, в 2023 г. центр заключил соглашения о сотрудничестве в борьбе с нелегальным оборотом товаров, подлежащих маркировке, с крупнейшими маркетплейсами: Яндекс.Маркет, WB, Ламода, СберМаркет, МегаМаркет и Самокат. Напомним, сейчас обязательной маркировке подлежат 16 товарных групп, в том числе обувь, шины и шубы.
На основе соглашений ЦРПТ передает администрации торговой площадки жалобы пользователей из приложения «Честный знак», а та, в свою очередь, обеспечивает оперативный разбор сведений о выявляемых проблемах. При необходимости маркетплейс может заблокировать карточки товаров и применить штрафные меры к недобросовестным продавцам.
Маркетплейсы — развивающаяся отрасль и они долгое время были в «серой зоне» без достаточного регулирования.
«Государство стремится изменить эту ситуацию, — говорит оператор „Честного знака“. — С апреля прошлого года маркетплейсы приравняли к другим участникам оборота по товарам легкой промышленности. Теперь они несут ответственность за продажу товаров с нарушениями, если предпродажная подготовка товара ведется маркетплейсом. В правительство внесен проект постановления, предусматривающий аналогичные требования и по иным маркируемым товарам».
«В сети именно маркировка позволяет автоматизировано выявлять и пресекать нарушения, внедрять автоматический контроль на этапе продажи», — отметил директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский. В качестве примера он привел жалобу потребителя на признаки контрафактности обуви, продаваемой на одной из торговых площадок. Маркетплейсом у продавца была запрошена разрешительная документация на товар для подтверждения его аутентичности, и он ее не предоставил. Было заблокировано к продаже более 30 артикулов и сам продавец.
Улучшение ситуации с нелегальными товарами в России подтверждают участники рынка. Так, сообщили «Эксперту» в онлайн-ритейлере Ozon, меры по борьбе с контрафактной продукцией постоянно совершенствуются. Еще в 2022 г. на торговой площадке был создан раздел с товарами с маркировкой «Честный знак». Если на товаре, подлежащем маркировке, не считывается код по любой причине, то его не смогут разместить на складе Ozon, а значит, такой товар нельзя будет продать.
«Мы оперативно реагируем на жалобы пользователей и правообладателей — сразу запрашиваем у продавца документы на товар. Если продавец не предоставит их в течение трех дней, карточка товара будет скрыта с маркетплейса и не будет доступна до конца разбирательства», — сообщили в Ozon.
Борьба с контрафактом ведется, подтвердили и в СберМаркете, правда, отметив, что схема работы компании подразумевает контроль за продажами, в первую очередь, со стороны ритейлеров. «Мы доставляем товары потребителям непосредственно с полок магазинов, — сообщил GR-директор компании Павел Глухов. — Перед тем как продукция попадает к потребителю, она уже тщательно проверяется торговыми сетями».
Проверка осуществляется достаточно качественно, добавил представитель СберМаркета. Так, в ноябре 2023 г. вместе с ЦРПТ компания запустила дополнительную проверку товаров, чтобы контролировать их качество на двух этапах. И за это время жалоб от пользователей, зафиксированных в системе маркировки «Честный знак» о контрафакте, не было.