7 вопросов Александру Калери, космонавту

Маргарита Водянова
27 декабря 2007, 00:00

Для настоящего путешественника не существует границ. Уже освоены все континенты и океанские глубины, выпит ром на кубинском побережье, застрелен лев на африканском сафари, покорены вершины Тибета и льды полюсов. Земли туристам становится мало. Очередь за космосом. Пока попасть на орбиту — дорогое удовольствие. Но со временем полеты станут доступнее. О том, к чему должен быть готов космический турист, корреспонденту «РР» рассказал летчик-космонавт Александр Калери, проведший на орбите в общей сложности 609 суток

1. Александр Юрьевич, как готовят к полету космических туристов?

Мне не нравится термин «турист». Мы их называем «участники полета — непрофессиональные космонавты». Конечно, они готовятся не в таком объеме, как мы. Но тоже серьезно. В основе их подготовки — психология. Кроме того, нужно научить непрофессионала себя обслуживать. Чтобы сам умел надеть скафандр, вести связь, действовать в аварийных ситуациях, есть, пить и ходить в туалет.

2. Это что, особая наука — как есть и отправлять нужду в космосе?

А вы попробуйте дома встать на голову, что-то положить в рот, прожевать и проглотить. Главное, что пища в невесомости не давит на стенки желудка. И когда пищевой ком не прилип, а просто болтается в тебе, то ощущения бывают очень некомфортными. Что до отправления нужды, то процесс схож с тем, который бывает на Земле при постельном режиме. Но люди быстро адаптируются.

3. А какова космическая кухня?

Сублимированные продукты — напитки, соки, молоко, супы, вторые блюда с гарнирами. Нужно долить воды, перемешать и подождать. Второй тип еды — готовые блюда в  банках. Их нужно просто подогреть. Непрофессионалу надо научиться правильно от­крывать клапан пакета, надевать на штуцер, включать подачу воды, наливать нужное количество, потом все приводить в исходное положение. А по части пользования туалетом — правильно включить аппарат и, если произошел отказ, вовремя понять, что пользоваться им нельзя.

4. И ради чего все эти мучения? Что человек, впервые попавший на орбиту, видит и чувствует?

Когда взлетаем, в иллюминаторе — высота, атмосфера, черное небо, красота. А дальше наступает невесомость, чувство бесконечного падения. Начинает болеть голова. Но после адаптации возникает ощущение легкости и всемогущества. Нужно тебе покопаться в вентиляционной решетке — посмотрел на потолок, наметил цель, оттолкнулся, и ты уже там. И не надо никакой стремянки. Организм адаптируется, и ты уже не задумываешься, как тебе управлять своим телом. Решил — и летишь. В иллюминаторе — моря, океаны, суша, города… В бинокль видны автомобили на дорогах. Звезды видно так же, как с Земли, просто их больше и они ярче. Планеты хорошо видны — Марс, Сатурн, Юпитер, Венера, тем более Луна. Принципиальной разницы с видом с Земли нет. Просто изображение чище.

5. А возвращение как происходит? Страха не бывает, что что-нибудь отвалится?

Нет. Но работе двигателя — особое внимание. Без него ведь не вернешься. Когда аппарат входит в атмосферу, молекулы воздуха возбуждаются и начинается свечение. Нарастает перегрузка. Прижимает сильнее. Перед раскрытием парашюта сильно трясет. Как будто едешь по брусчатке на большой скорости. А при вводе парашюта начинается аттракцион: нарушается симметрия обтекания, аппарат бросает и мотает. Тут уж надо закрыть рот и сжать зубы, чтобы язык не откусить.

6. Посадка обычно бывает мягкой?

От ветра зависит. У меня одна посадка была как в перину. А случались очень жесткие. Иногда бьет так, что в руках ничего невозможно удержать. А потом висишь на ремнях, как медуза, и ждешь поисковую команду.

7. В космосе нет места вредным привычкам?

Ну, покурить там, выпить?

Там же много алкоголя быть в принципе не может. Разве что гомеопатические дозы, как микстура на спирту. Покурить некоторые пытались. Но один при мне сказал: там и без этого так плохо, что курить совсем не хочется. Я не курильщик. И в космосе мне хорошо. Там жизнь в чем-то лучше и интереснее.