Если не спасут

29 октября 2009, 00:00

2 сценария для Тольятти без АвтоВАЗа

Отрицательный. Детройт

Бум развития города пришелся на 50-е годы ХХ века, когда он стал мировым центром автомобилестроения. Здесь работали заводы Ford, General Motors, Chrysler. Они давали работу 40% трудоспособных горожан. Упадок начался в 70-е. Нефтяной кризис сделал популярными европейские и японские малолитражки. Спрос на прожорливые американские автомобили упал, автоконцерны в погоне за снижением издержек начали закрывать свои заводы в США и переносить производство за границу. Дополнили картину бунты чернокожего населения (его доля в городе всегда была около 90%).

Сегодня значительная часть Детройта — это город-призрак с 12 тысячами брошенных зданий: жилых домов, офисов, школ, вокзалов и т. д. Власти пытались оживить город, делая ставку на туризм: построили три огромных казино. Но все программы по восстановлению Детройта пока не дают никаких результатов. Безработица в городе — под 30%.

Положительный. Кливленд

Повторил с американским автопромом все его взлеты и падения. В 1978 году власти Кливленда объявили город банкротом. В Америке это был первый подобный дефолт со времен Великой депрессии, и журналисты прозвали Кливленд «Ошибкой на озере». Но Кливленд смог найти правильную стратегию развития. В начале 2000-х городские власти сделали ставку на современные технологии, прежде всего биотехнологии. В итоге город стал главным получателем инвестиций на исследования в этой области. Прежний мэр Кливленда Джейн Кэмпбэл даже назначила «технического царя», работа которого состояла в том, чтобы активно привлекать в город высокотехнологичные компании. Усилия городских властей направлены и на то, чтобы удерживать молодых специалистов. В итоге американские СМИ забыли про «Ошибку на озере» и теперь называют Кливленд «Городом возвращения». Правда, он потерял половину населения, зато больше не является депрессивным.

Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK