Театр

Афиша
Москва, 12.05.2016
«Русский репортер» №11 (413)

Про смелость, актуальный театр и портрет Вивьен Ли

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР» 079_rr11_1.jpg
Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»
У кого-то из коллег подглядела прекрасное: есть спектакли, про которые интересно писать, а есть — которые интересно смотреть. Не всегда это одни и те же спектакли. Спорить трудно.

Например, можно написать, что Константин Хабенский — отважный актер, потому что решил взяться за «Маленького принца». Самая известная притча XX века, известная всем почти дословно, — легкий способ скатиться, например, в банальность. Или — в излишнюю сентиментальность. Или — стать заложником нарратива. В общем, «Маленький принц» дает простор для всего, что так не любит (и часто вполне справедливо) актуальный театр.

Впрочем, кажется, что Хабенского вопросы актуального театра интересуют меньше, чем, например, то, почему в реанимацию к детям не пускают родителей. Возможно, поэтому актер несколько лет назад и решил вместе с Юрием Башметом сделать спектакль по этой взросло-детской сказке. Но «просто идеей» история Принца и Летчика перестала быть с приходом в проект петербуржского режиссера Виктора Крамера. В итоге получился ироничный, не лишенный сентиментальности, техничный, но главное — честный моноспектакль про Маленького принца. Здесь все по-честному: и когда звучат Брамс и Малер в исполнении «Солистов Москвы», и когда вздрагивает зал, видя альт Башмета в руках у Хабенского, и когда, спускаясь лисом в этот самый зал, Хабенский ставит зрителей в тупик просьбой: приручите меня.

Игра Хабенского — тоже пример и актерской, и человеческой честности. Он со сверхзвуковой скоростью меняет раздраженность Летчика на меканье барашка, меканье барашка — на вопросы Принца. Он разбрасывает партитуры музыкантов, осознав неспособность оставить Принца в пустыне, и пытается вышвырнуть из сердца и карманов потрепанной кожанки фотографии Розы. (Коллега в этот момент шепчет: «Тебе не видно, на фото — портрет его умершей жены?»)

История одного человека, в котором есть и Принц, и Летчик, и Честолюбец, и Делец, кажется историей одного актера. И смелее Хабенского в этой истории, наверно, только Артур Смольянинов, который тоже будет играть «Не покидай свою планету». Впрочем, писать об актерской смелости — такая же банальность, как и цитирование Экзюпери. На смелость все-таки лучше смотреть.

…Кстати, на фото, которые бросал Хабенский, была Вивьен Ли.

«Не покидай свою планету»

Москва, «Современник» на сцене Театра Моссовета

Режиссер — Виктор Крамер

25 мая — с Константином Хабенским

26 мая — с Артуром Смольяниновым

 079_rr11_2.jpg

«Жена гения»

 079_rr11_3.jpg
Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда

Режиссер — Данил Чащин

12–26 мая

Что общего у Софьи Толстой, Натальи Пушкиной, Ольги Книппер-Чеховой, Анны Достоевской и Елены Булгаковой? Как минимум то, что каждая успела побывать в роли не только жены, и но и вдовы гения. Как жить, пока твой муж входит в историю, и как продолжать жить, когда он оказывается не просто гением, а мертвым гением, будут выяснять в эпистолярной трагикомедии, созданной драматургом Еленой Исаевой по мотивам писем и дневников.

— Есть такая очень горькая и злая, но, к сожалению, очень точная шутка: мужчина должен родить сына, посадить дерево и построить дом, но мужчине совершенно все равно, кто будет убирать дом, поливать дерево и воспитывать его сына, — говорит режиссер Данил Чащин. — Этот спектакль — ода женщине. И попытка попросить прощения за мужской цинизм и невнимательность.

Пастернак. Сестра моя — жизнь

 079_rr11_6.jpg
Москва, «Гоголь-центр»

Режиссер — Максим Диденко

14, 15 мая

Пять поэтов, пять спектаклей, пять режиссеров — такова арифметика нового проекта «Гоголь-центра» «Звезда». В фокусе внимания — судьба и творчество Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Кузмина и Маяковского. Открывает «Звезду» спектакль режиссера и хореографа Максима Диденко, известного экспериментами на поле физического театра и интересом к авангарду XX века.

— Исследуя лирику Пастернака, я понял, что поэзия требует замедления. Понял, что совершенно не способен воспринимать стихи — из-за того, что мой внутренний ритм не соответствует той концентрации информации, которая содержится в стихе, — признается Максим Диденко.

И еще две важные детали: музыку к постановке написал постоянный соавтор Диденко композитор Иван Кушнир, а среди актеров — участник легендарных поэтических спектаклей Театра на Таганке Вениамин Смехов.

«Плешивый Амур»

 079_rr11_4.jpg
Москва, Театр юного зрителя

Режиссер — Генриетта Яновская

12, 18 мая

«Плешивый Амур» Евгения Попова — пьеса из тех же семидесятых, что и куда более известная «С любимыми не расставайтесь» Володина, по которой выпускала свой прошлый «взрослый» спектакль худрук МТЮЗа. История, в которой Амур, кажется, пьян, отчего роняет стрелы и вечно промазывает, была в багаже Генриетты Яновской все с тех же семидесятых — и вот наконец добралась до сцены. В итоге получился грустный и смешной спектакль, с ролями, которые, как часто бывает у Генриетты Наумовны, все главные. Например, пенсионера Фетисова, который «ввиду свободного и заслуженного отдыха во все лезет, но в общем-то человек неплохой», сыграет Игорь Ясулович.

«Пустота»

 079_rr11_5.jpg
Тверь, Театр юного зрителя

Режиссер — Талгат Баталов

24 мая

Пьеса «Пустота» Максима Черныша стала одним из открытий фестиваля молодой драматургии «Любимовка» в 2013 году. Маскирующаяся панорамой офисных типажей, «Пустота» оказалась многофигурным исследованием на тему «кто герои современной России». Тут тебе и секретарша, мечтающая о шампанском в Ницце, а оказывающаяся в съемной однушке в Алтуфьево, и ее начальник, попробовавший в жизни все, но радующийся только звонкам мамы, и другие не менее узнаваемые персонажи. Разобраться с ними и «Пустотой» взялся режиссер Талгат Баталов, известный уморительнейшим стендапом «Узбек», герой которого — полная противоположность героям «Пустоты».

У партнеров

    Реклама