Доступен только ночью

Экономика и финансы
Москва, 09.09.2013
«Эксперт Сибирь» №36 (388)
Власти Новосибирской области намерены ввести запрет на движение большегрузов по дорогам города в дневное время. Несмотря на отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры и неизбежные организационные трудности для бизнеса, решение, похоже, будет принято

Фото: Виталий Волобуев

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко рекомендовал мэрии Новосибирска запретить движение большегрузов по дорогам города в дневное время. Соответствующее распоряжение рекомендует муниципалитету прекратить движение крупногабаритных и тяжеловесных (более 12 тонн) транспортных средств по городским дорогам местного значения с 06:00 до 22:00. «Эта мера призвана способствовать разгрузке улично-дорожной сети города и улучшению ситуации на новосибирских магистралях в часы пик», — объясняет пресс-служба правительства области.

Конкретную дату, с которой заработает ограничение, должна определить мэрия Новосибирска. К этому времени муниципальные власти должны разработать альтернативные варианты маршрутов движения в период действия временного ограничения, предусматривающие объезд города. Эксперты уверены, запрет на дневной въезд в город для большегрузов введут уже в начале 2014 года.

Не готов

«Как житель Новосибирска я поднимаю две руки против пробок, которые на дорогах города создают автопоезда. От этого страдают все. Это болезнь мегаполисов. Но виноваты в этом не перевозчики грузов, а сложившаяся определенным образом городская инфраструктура, когда многие логистические центры находятся в черте города, здесь же расположены склады крупных торговых сетей и пищевых предприятий. Мы — перевозчики — с большим удовольствием работали бы по ночам, но, к сожалению, административного ресурса даже у губернатора не хватит для того, чтобы перестроить работу наших клиентов, грузополучателей», — комментирует руководитель Ассоциации международных автоперевозчиков по СФО и президент Объединения перевозчиков Сибири Вячеслав Трунаев.

Речь идет о введении ночных смен в магазинах и логистических центрах для организации разгрузки еврофур. Работа ночью оплачивается по двойному тарифу, что неизбежно сказывается на стоимости товара для потребителя в магазине. Да и перевозчикам грозят издержки. «Согласно обычаям делового оборота, в обязательствах грузоперевозчика жестко фиксируется время доставки товара грузополучателю (с точностью до часа). В условиях того, что новосибирские точки сегодня принимают грузы в дневное время, а терминалы не работают ночью, ограничение въезда в город дневное время неизбежно повлечет штрафные санкции для грузоперевозчика», — не сомневается Трунаев.

В отличие от Москвы, где власти этой весной с 07:00 до 22:00 закрыли въезд в границы МКАД крупногабаритному транспорту с разрешенной массой более 12 тонн, Новосибирск не окружен транспортным кольцом, и, например, чтобы транзитному большегрузному транспорту попасть из Омска в Барнаул, ему придется проехать через весь город. «Нужно сначала позаботиться об инфраструктуре. Город-милионник без транспортного кольца — это удивительно для большинства логистов. Северный обход города уже построили, восточный строится сейчас, активные работы идут на Советском шоссе. Когда дорога будет построена, тогда и логично запрещать въезд в город», — уверена директор по развитию Бизнес-парка «Южный» Елена Полукошко.

Неизбежно потребуются и специальные стоянки для грузового транспорта, где можно было бы переждать часы запрета на въезд в город. Пока этого нет, транспорт будет стоять по обочинам дорог, создавая трудности для движения других автомобилей. Естественно, зимой эта проблема усугубится нечищенными дорогами, а значит, фуры встанут вереницей на въезде в город — и не на обочину, а прямо на проезжую часть. Из-за острой нехватки автостоянок, простой большегрузных и крупногабаритных машин на подъездах к Новосибирску приведет к обострению криминогенной ситуации, так как спровоцирует вымогателей и прочие преступные элементы, «работающие» на районных дорогах. «Что предлагается администрацией? Фура привозит товар в логистический комплекс, а дальше на малотоннажном транспорте тот должен развозиться по городу. Давайте прикинем. Стандартная еврофура — это 86 кубов, вмещает в себя 33 европаллеты. Емкость «ГАЗели» — три паллеты. Чтобы перевезти груз, который выгрузит фура по городу, необходимо 11 «ГАЗелей». И что лучше? Это 11 водителей, большая нагрузка на дорогу, рост времени на доставку товара, не говоря уже об экологии», — сетует Вячеслав Трунаев.

Непонятно и как будут в новых условиях работать перевозчики инертных грузов для строительства жилья, административных зданий, социально значимых объектов. Эксперты считают, что ввод запрета на дневной въезд транспорта приведет к росту коррупции. Ведь у ГИБДД появятся полномочия штрафовать перевозчика, нарушившего закон даже на одну минуту. «Допустим, приходит фура на склад в пять часов утра, а разгрузка завершилась в 06:01. Никто из руководителей терминала не разрешит такой машине остаться на своей территории. Но куда такая машина поедет? За оградой ее остановят и водителю скажут: «Нарушил, плати!» — сетует Трунаев.

А еще перевозчики указывают на то, что бессрочное ограничение движения автомобилей противоречит Конституции и федеральному законодательству. Так, статья 34 Конституции РФ провозглашает принцип свободы предпринимательской деятельности, стало быть, ограничение на въезд крупнотоннажного транспорта в город создает бизнесу помехи. К тому же федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» не дает субъектам федерации права ограничивать движения транспортных средств. «Решения органов власти не должны противоречить закону, что дает грузоперевозчикам основания обжаловать решение об ограничении движения большегрузного транспорта», — объясняет Трунаев.

Спешить не нужно

По словам президента Союза транспорт­ников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова, подобные ограничения на въезд тяжелого грузового транспорта существуют в крупных городах Евросоюза и совершенно оправданны: «Мы активно участвуем в переговорах с областным Минтрансом по этому вопросу. Отношение к инициативе у нас неоднозначное. С одной стороны, неизбежные трудности организации парковок для крупнотоннажного транспорта на въездах в город, выстраивание ночной логистики. С другой стороны, мы видим возможности по оптимизации доставки товара на терминалы. Ведь возрастает оборачиваемость автомобилей. За счет того, что они не стоят в пробках, они меньше расходуют бензин и способны увеличить число маршрутов. Нужно считать».

Эксперты считают, что к решению этого вопроса надо подходить поэтапно, с привлечением к обсуждению всех заинтересованных сторон: грузоперевозчиков, грузовладельцев, представителей МВД, природоохранной прокуратуры и Ростехнадзора, в задачи которого входит экологический надзор. Например, сначала ограничить доступ в центр, потом в другие места в городе с активным пассажирским движением. Учитывая, что южное направление невозможно обойти, минуя город, Сергей Максимов считает уместным продумать и создать «пути прохода транзитного транспорта». «Пока есть время до принятия решения, нужно апробировать будущую модель на нескольких торговых сетях. Рассчитать схемы маршрута, посмотреть, как можно минимизировать все возможные потери», — считает Максимов. Пока же в Новосибирске тяжелым грузовикам запрещено ездить только по главной транспортной магистрали города — Красному проспекту.

«Пока я не вижу больших проблем для работы нашей компании, если распоряжение губернатора будет выполнено в ближайшее время. Нашу площадку клиенты используют больше как распределительный центр. Нужно будет работать ночью, значит, будем работать», — говорит Елена Полукошко.       

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №36 (388) 9 сентября 2013
    Итоги приемной кампании
    Содержание:
    Сам себе университет

    Как за двадцать лет на базе педагогического института и сельскохозяйственного техникума построить классический университет? Об этом рассказывает ректор ГАГУ Валерий Бабин

    Реклама