С берегов — на шельфы

Русский бизнес
Москва, 17.03.2008
«Эксперт Юг» №5 (11)
В этом году два нефтехолдинга начинают разведочное и промышленное бурение на шельфах Каспийского, Азовского и Чёрного морей. До этого разработка углеводородов в регионе велась ими только на суше

«ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» уже реализуют свои проекты по добыче нефти и газа на шельфе. Для ЮФО бурение на шельфах представляет собой совершенно новый вид технологий — неудивительно, что перспективы их применения пока ещё горячо обсуждаются различными общественными организациями. Отраслевые эксперты полагают, что ресурсы самого старого нефтеносного района России близки к истощению, и перспективы для добывающих компаний сегодня скрыты на морском дне, которое пока ещё практически не изучено.

Разработка южнороссийских месторождений углеводородного сырья началась в конце XIX века. Верхние нефтеносные слои за более чем сотню лет эксплуатации уже значительно истощены. К примеру, по данным департамента ТЭК Краснодарского края, при эксплуатации открытых ещё во времена братьев Нобелей месторождений уже выработано порядка 85% запасов нефти и 72% газа. При этом в постсоветские годы средств на геологоразведку практически не выделялось, и добывающие компании работали, по сути, опираясь на результаты исследований, сделанных ещё в перестроечные времена.

С одной стороны, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) можно понять — в погоне за выгодной в последние 8 лет экспортной конъюнктурой «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром», главные добытчики региона, куда больше внимания уделяли своим обширным и перспективным месторождениям в Западной Сибири, в Тюмени, на Ямале. Там доказанные запасы исчисляются миллиардами тонн условного топлива и находятся в более выгодных геологических условиях (неглубокое залегание, отсутствие обводнённости, небольшой процент серы и т. д.). С другой стороны, казалось странным, что ВИНКи не используют выгоды южнороссийских месторождений, которые располагаются гораздо ближе к портам, имеют разветвлённую инфраструктуру, развитую сеть автодорог, находятся в регионах, население которых не избаловано высокими зарплатами. Однако до поры до времени всё решала сиюминутная выгода холдингов, желающих «снять сливки» с того, что лежит ближе к поверхности и может сразу же дать гарантированный доход без особых капиталовложений.

Тем не менее, в последние годы стало ясно, что за углеводородами придётся в прямом смысле слова «лезть в воду». Богатейшие запасы Штокмановского месторождения, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», залежи хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане недвусмысленно показывают, где теперь надо будет «бороться и искать». Но уход дальше на Север для ВИНКов уже влетит в серьёзную копеечку и сделает даже близко лежащие запасы поистине «золотыми». Поэтому нефтехолдинги начинают c тех морей, где, по крайней мере, тепло.

Платформы Алекперова

Первым на Каспийский шельф забрался «ЛУКОЙЛ», с конца 1990-х годов приобретший лицензии на 25 лет на шесть месторождений северного побережья, одно из которых — Филановское — является крупнейшим из числа открытых в России в XXI веке (его вероятные и возможные запасы оцениваются в 600 млн баррелей нефти и 1,2 трлн кубометров газа). ВИНКи начали инвестировать в геологию — уже вложено более 300 млн долларов.

В январе в ходе встречи с Владимиром Путиным глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов поведал о планах своей компании по освоению северного Каспия. По его словам, подразделения нефтехолдинга уже заканчивают монтаж на ОАО «Астраханский корабел» буровой платформы ЛСП-1 (ледостойкая стационарная платформа) и в текущем году собираются начать добычу на месторождении имени Юрия Корчагина. Обустройство месторождения включает установку ледостойкой платформы, блока-кондуктора и центральной технологической платформы. Предполагается, что уже в 2009 году там будет добыто 1,5 млн тонн нефти, а после строительства семи платформ холдинг станет добывать ежегодно около 10 млн тонн нефти и 12 млрд кубометров газа как собственными силами, так и совместно с «Газпромнефтью» и «Роснефтью». Разработку месторождения «ЛУКОЙЛ» начнёт с бурения 26 добывающих, 3 водонагнетательных и 1 газонагнетательной скважин.

По словам пресс-секретаря «ЛУКОЙЛа» Дмитрия Долгова, общая сумма инвестиций в освоении участка «Северный» на Каспийском шельфе составляет 2,5 млрд долларов. Как сообщил г-н Долгов, на одной ЛСП-1 будут работать 600 человек. Жилой модуль сегодня собирается в Калининграде на заводе ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Предполагается, что жить нефтяники будут на одном из каспийских островов. По мнению Дмитрия Долгова, строительство одной платформы в Астрахани займёт порядка 2-3 лет, так что окончательно все семь ЛСП будут установлены не ранее 2016 года.

Аналитики по-разному оценивают стоимость «платформенного проекта». Эксперт ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин заметил «Эксперту ЮГ», что строительство платформы «с нуля» может составить около 800 млн долларов. Однако, если учесть, что «ЛУКОЙЛ» часть платформ перестраивает из бывших советских, то затраты на них могут снизиться до 350-400 млн долларов. В частности, ЛСП-1 на «Астраханском корабеле» нефтехолдинг модернизирует из старой плавучей буровой установки «Шельф-7» (заложена в 1988 году), которая в советские времена предназначалась ещё для Азербайджана. Как пояснили «Эксперту ЮГ» в «ЛУКОЙЛе», проведённое специалистами компании обследование показало, что корпус ПБУ находится в хорошем состоянии и сможет обеспечить эксплуатацию платформы в течение 30 лет.

Учитывая инфляцию и рост цен на конструкционные материалы, г-н Лютягин оценил всю стоимость проекта в 2,5-2,8 млрд долларов.

При этом «ЛУКОЙЛ» готовит проект для переработки сопутствующего газа, добываемого вместе с нефтью. Ранее нефтяники вынуждены были либо сжигать, либо закачивать под землю до 40% получаемого при добыче нефти сопутствующего газа из-за отсутствия возможностей его транспортировки. С 2005 года газ у «ЛУКОЙЛа» покупал «Газпром» по заниженной цене в 22,5 доллара за тысячу куб. м. С появлением собственных газоперерабатывающих мощностей «ЛУКОЙЛ» может избавиться от навязчивой «любви» и продавать газ собственным предприятиям по рыночным ценам. По мнению г-на Алекперова, основные объёмы газового сырья будут поступать с северной группы месторождений, поэтому на их базе предполагается создать основной центр газопереработки — Каспийский газоперерабатывающий комплекс (ГПК), местом его расположения выбран посёлок Артезиан в Калмыкии. Для газа, поступающего с южной группы месторождений, планируется строительство береговой установки комплексной подготовки газа, после которой товарный газ будет подаваться в магистральный газопровод. Нестабильный конденсат будет направляться для окончательной переработки на Каспийский ГПК. При этом рассматриваются альтернативные варианты транспортировки нестабильного конденсата — по трубопроводу или по железной дороге в цистернах для сжиженных газов. Эти проектные решения позволят осуществлять глубокую переработку газового сырья в одном месте — на Каспийском ГПК.

Приазовское бурение

В нынешнем году выход на шельф планирует и другой ВИНК, работающий на паях с «ЛУКОЙЛом». НК «Роснефть», владеющая на паях с компанией Вагита Алекперова и администрацией Краснодарского края добывающим ООО НК «Приазовнефть», намерена в начале лета осуществить оценочное бурение с нефтедобывающей платформы на шельфе Азовского моря в 12 км от Темрюка. При этом инициатива в первую очередь исходит именно от «Роснефти», руководство которой ещё три года назад обещало губернатору края Александру Ткачёву увеличить капиталовложения в геологоразведку и приращивание запасов углеводородов на Кубани. Так что при таком положении дел «ЛУКОЙЛ», занятый своими каспийскими проектами, скорее играет «вторым темпом».

Азовский и Черноморский шельфы начали изучаться ещё в 1970-х годах. Тогда на Чёрном море НПО «Южморгеология» был впервые выделен перспективный на углеводороды Туапсинский прогиб. Более подробные исследования на этом участке проводились в 90-х годах НПО «Союзморгео». В 1995 году «РосНИПИтермнефть» по заказу «Роснефти» выполнил оценку перспектив нефтегазоносности Туапсинского прогиба — его ресурсы были оценены в 3 млрд тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте. На сегодняшний день Туапсин­ский прогиб, а также «Вал Шатского» считаются самыми перспективными участками в российской части Черноморского шельфа.

Право на разработку именно «Вала Шатского», ранее принадлежавшего обанкротившемуся ЮКОСу, выиграла «Роснефть» в мае 2007 года, скупив на торгах его южнороссийские активы. Однако, по оценкам специалистов, освоение «Вала Шатского» потребует не менее 20 млрд долларов. Такие большие инвестиции даже столь крупный нефтехолдинг вряд ли потянет в одиночку. К тому же, часть месторождения приходится на акваторию спорного Керченского залива, и активные работы здесь при нынешней политической ситуации на Украине могут обернуться для добывающей компании длительными судебными тяжбами с соседями.

Успехи извечного конкурента, «ЛУКОЙЛа», на Каспии заставили активизироваться и «Роснефть», начавшую вкладывать средства в геологическое изучение Темрюкского и Славянского районов Кубани с выходом на шельф Чёрного и Азовского морей.

В октябре 2002 года оба ВИНКа пришли к дипломатическому соглашению о создании совместной добывающей компании ООО «НК “Приазовнефть”», где каждый из холдингов имеет по 42,5% в уставном капитале, еще 15% владеет краевая администрация, заинтересованная в наращивании добычи и получения доступа к собственным углеводородным ресурсам для сдерживания цен на местных АЗС. При этом президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил, что «уникальность Кубани, имеющаяся здесь инфраструктура, очень короткие расстояния транспортировки нефти и нефтепродуктов делают добытую здесь тонну сырья экономически ценнее, чем даже в Западной Сибири».

Активность «Роснефти» в таком не самом, казалось бы, перспективном, по сравнению, например, с севером России или Восточной Сибирью, регионе с труднодоступными запасами, как шельфы Азовского и Чёрного морей, объясняется сочетанием двух факторов. Во-первых, исторически так сложилось, что на Юге и в кавказском регионе страны позиции государственной компании традиционно сильны. А во-вторых, у «Роснефти» в целом довольно скромные запасы по сравнению с другими ВИНКами — даже несмотря на её участие в масштабных сахалинских проектах.

Кроме того, и «Роснефть», и «ЛУКОЙЛ» в последнее время весьма ревниво следят за активизацией украинских компаний, которые только в 2006 году выкачали из «морских недр» порядка 1,2 млрд кубометров газа, 10,8 тысячи тонн нефти, а газового конденсата — 78,1 тысячи тонн. По оценкам председателя правления украинской компании ГАО «Черноморнефтегаз» Анатолия Присяжнюка, совокупные начальные суммарные извлекаемые ресурсы углеводородов украинского сектора акваторий Чёрного и Азовского морей оцениваются в 1,53 млрд тонн условного топлива. Запасы Прикерченского шельфа Чёрного моря исчисляются 257 млн тонн. Министерство топлива и энергетики Украины оценивает запасы украинской части шельфа в 4–6 трлн кубометров газа. При этом около 80% углеводородов находятся в Чёрном море, остальное — в Азовском. Ресурсы углеводородной площади Палласа оцениваются в 157 млрд кубометров газа. За украинскую часть шельфа уже несколько лет ведут борьбу ведущие американские и европейские добывающие компании. В этих условиях их российские конкуренты вряд ли могут чувствовать себя комфортно.

В начале 2006 года в нефтегазоносной зоне на участке «Чумаковская-1» «Приазовнефть» начала разведывательное бурение трёх новых скважин в Темрюкском районе. Ещё через год, согласно лицензионному соглашению с кубанскими властями, компания закончила сейсморазведку и приступила к бурению поисково-оценочных скважин на азовском шельфе на участке углеводородного сырья «Новая-1».

В «Приазовнефти» пояснили, что специалисты компании «нашли точку, где наиболее вероятно залегание нефтеносных пластов», и начали бурение. По утверждению представителей инженерной службы компании, согласно последним полученным данным, намечены три новые перспективные зоны, связанные с ранее неизученными глубоко залегающими отложениями. При этом первая скважина на участке «Новая-1», по данным «При­азовнефти», уже показала наличие запасов нефти, ориентировочно оцениваемых в 5 млн тонн.

Ожидается, что лицензия на промышленную разработку будет выставлена «Югнед­рами» на торги уже в этом году. Главным претендентом на неё станет компания-первооткрыватель.

Однако руководство «Приазовнефти» уже заявило о том, что в начале лета 2008 года следующую поисково-оценочную скважину собирается бурить в море, в 12 км от Темрюка, с нефтяной платформы. Предполагается разработка структуры «Геленджикская», запасы которой предварительно оцениваются в 45 млн тонн условного топлива.

В компании полагают, что бурить на шельфе будет дешевле и удобнее, чем на суше (сумма проекта не называется). Ожидается, что разведочное бурение будет вестись на восьми площадках, расположенных на шельфе Азовского моря, и на шести площадках, находящихся на его берегах. Больше всего скважин планируется разместить на побережье и в прибрежной акватории Темрюкского района, на участке между посёлками Пересыпь и Приазовский — четыре наземных и пять морских. Ещё три морские скважины намечено заложить вблизи впадения в Азовское море реки Кубань, рядом с водно-болотными угодьями международного значения «Дельта Кубани», охраняемыми согласно Рамсарской конвенции. И, кроме того, две сухопутные скважины запланировано пробурить прямо на территории этих водно-болотных угодий в районе мыса Ачуевский. Ожидается, что добытая на Темрюкско-Ахтарском участке нефть будет перекачиваться на берег по трубопроводу и затем поставляться на морские экспортные терминалы.

Однако здесь платформенное бурение может столкнуться с экологическими проблемами. В частности, представители Экологической вахты по Северному Кавказу утверждают, что бурение в Темрюкском заливе «Приазовнефть» планируется вести не с образцово-показательной СПБУ «Астра», а с морально устаревшей платформы «Сиваш», построенной ещё в 70-е годы. Экологи предупреждают, что вести добычу с этой СПБУ можно только после её ремонта, иначе ни о каком «нулевом сбросе» вообще речи не может идти, и экологической катастрофы не избежать. Кубанские «зелёные» утверждают, что дать «добро» этому проекту можно только после его одобрения в результате прохождения всех общественных слушаний, в ходе которых «Приазовнефти» пока пришлось услышать много претензий в свой адрес.

Кроме того, вряд ли будут в особом восторге от соседства с нефтяными вышками будущие посетители игорной зоны «Азов-Сити» и отдыхающие в туристическо-рекреационной зоне «Приазовье». Хотя трудно поверить, что это может остановить кого-то из нефтяников и газовиков.

Надо привыкать к буровым вышкам

На Черноморский шельф намерена выйти компания ЗАО «Черноморнефтегаз» (принадлежит группе Владимира Лисина, ОАО «НЛМК»), руководство которой намерено в 2008 году инвестировать в геологоразведочные работы 40 млн долларов.

По утверждению заместителя генерального директора «Черноморнефтегаза» Геннадия Доманова, руководство компании оптимистически настроено относительно перспектив в первую очередь черноморских блоков и намерено в текущем году серьёзно потратиться на геологическую оценку их ресурсов. В руководстве ЗАО предполагают, что ресурсы Юго-Западного участка могут составлять 50-100 млн тонн условного топлива, Северо-Западного — 150–300 млн тонн. По словам г-на Доманова, в 2008 году будут проанализированы результаты 2D и 3D-сейсмики, а бурение поисково-разведочных скважин может начаться в следующем году на структурах Палласа и Туапсинской Северо-Западной черноморской площади.

«Платформенные» проекты находят широкую поддержку и среди местных властей. По данным вице-губернатора Кубани Евгения Муравьёва, в течение последних лет нефтяникам и газовикам края удалось стабилизировать и увеличить добычу углеводородного сырья. В 2007 году она составила 5,4 млн тонн условного топлива или 105% к уровню 2006 года. При этом коэффициент успешных скважин в 2007 году составил 100%. Прирост запасов на один метр бурения — 240 тонн условного топлива, что в 2,5 раза выше, чем в 2006 году.

Руководитель краевого департамента по вопросам ТЭК Владимир Чепель утверждает, что в прошлом году суммарный прирост прогнозных ресурсов составил более 60 млн тонн условного топлива.

Краевые власти заявляют о поддержке «платформенных инициатив» ВИНКов, предлагая для этого собственное бюджетное финансирование ряда расходных статей проектов. При этом в департаменте ТЭК не скрывают, что чрезвычайно озабочены плохим экологическим состоянием ряда скважин, особенно тех, что остаются заброшенными ещё со времён войны. В настоящий момент специалистами департамента собрана информация по 290 скважинам, в 30 из которых из-за коррозии оборудования и разрушения изоляции отмечены проявления нефти на поверхности.

Вместе с тем многие специалисты считают, что выходить на шельф ещё рано — вполне достаточно работы и на суше. Просто это потребует чуть больших капиталовложений.

Как заметил «Эксперту ЮГ» главный управляющий ООО «Союзресурс-Кубань» Станислав Бабин, «сегодня ВИНКи лишь “снимают сливки” с перспективных месторождений и не пытаются лезть в глубину». По словам г-на Бабина, в 1992 году «Газпром» законсервировал на Кубани месторождение с запасами порядка 100 млрд кубометров газа, посчитав его маломощным. В крае ещё с войны остались участки с запасами 70-100 млрд кубометров, ими никто сегодня не занимается. Кроме того, до конца не оценёнными остаются пласты залегания углеводородного сырья, расположенные глубже 3 км. Необходимы средства на геологоразведку, и лезть в воду для этого не понадобится.

Однако в настоящий момент вопрос о выходе на шельф уже можно считать решённым. Вряд ли стоит ожидать, что ВИНКи, заручившиеся поддержкой местных властей, не смогут решить проблемы с экологами. Так что уже в текущем году можно ожидать появления буровых вышек там, где более привычно было видеть рыболовецкие сейнеры и надувные матрацы с отдыхающими.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№5 (11) 17 марта 2008
Выборы
Содержание:
Реклама