Еще одна, не менее важная составляющая фильма — его звуковая дорожка. Эта область переживает вмешательство цифровых технологий уже на протяжении нескольких лет. В 2019 г. была представлена разработка принадлежащей Тимуру Бекмамбетову компании Screenlife Technologies и Stafory — Vera Voice. Она могла проанализировать оригинальный голос актера и создать его цифровую копию. Одним из практических применений навыков Vera Voice стало приложение Parodist, весьма востребованное видеокреаторами, эксплуатирующими TikTok.
В 2020 г. Storytel запустил робота Ивана, начитывающего книги, запись которых живыми голосами вряд ли могла себя экономически оправдать. Впоследствии аналогичными сервисами обзавелись «ЛитРес» и «Букмейт». Генеральный директор «ЛитРес» Сергей Анурьев в одном из своих выступлений утверждал, что однажды у слушателя будет возможность выбирать, каким голосом будет прочитана интересующая его книга. С каждым годом цифровые программы все лучше расставляли в словах ударения и воспроизводили человеческую интонацию. Зрители вышедшего в этом году фильма «Сто лет тому вперед» могут увидеть и услышать, какое применение подобные технологии находят в современном кино. Голос робота Вертера, который похож на голос Федора Бондарчука, по словам создателей фильма полностью синтезирован с помощью нейросетей. Голос не просто воспроизводит текст, делая паузы в нужных местах, он воссоздает насыщенную эмоциональную палитру, которой, по замыслу авторов «Сто лет тому вперед», обладает робот Вертер.
Голос Федора Бондарчука синтезировала группа компаний ЦРТ на основе технологий Voice Cloning и Voice Conversion — клонирования и модификации голоса. Им удалось даже добавить заминки в речь персонажа, вносящие разнообразие в ритмическую картину его речи. При этом разработчики воссоздавали не просто голос конкретного человека, а голос с дополнительным оттенком — в его интонациях должен был идентифицироваться Федор Бондарчук, сыгравший роль робота. Подобного рода технологии могут решать и менее сложные задачи: перезапись той или иной произнесенной актером фразы, если в этом возникает необходимость. Нейросети с успехом справляются с улучшением качества звука, что в перспективе может удешевить технологию его записи. Еще одна составляющая звуковой дорожки фильма — шумы как часть естественного звукового ландшафта. Сейчас технологии уже максимально близки к тому, чтобы воссоздавать их на основе текстовых описаний. Они, по словам руководителя компании Flysound Андрея Бельчикова, уже в обозримом будущем позволят экономить на шумоформителях — специалистах, записывающих шумы, синхронные действиям, происходящим в кадре.
Основная цель внедрения цифровых технологий — удешевление производственных процессов: нет такой кинокомпании, которая бы не сталкивалась с бюджетными ограничениями. Одна из возможностей сэкономить бюджет (этот пример был приведён на одном из круглых столов прошедшей на этой неделе Московской международной недели кино) — создание иллюзии проезда автомобиля на фоне того или иного ландшафта. Раньше в подобного рода сценах уже удавалась использовать ландшафт, созданный с помощью цифровых технологий. Но в виртуальном продакшене не получалось воссоздать особенности взаимодействия автомобиля с тем или иным дорожным покрытием. Если речь шла о грунтовой дороге, то для убедительной имитации проезда по ней приходилось прибегать к помощи ассистентов, вручную шатающих автомобиль. Сейчас, как утверждает основатель студии XOVP Юрий Ярушников, создана программа, позволяющая раскачивать автомобиль соответственно тому ландшафту дороги, которую зритель видит на экране.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag