Шина замедленного действия

Денис Болихов
15 апреля 2002, 00:00
  Урал

Динамично развивающийся рынок автошин ждут серьезные структурные перемены

Шины - товар сезонный. И только один показатель остается неизменным для растущего из года в год рынка: самые большие объемы продаж приходятся на два месяца в году - октябрь и апрель.

Комплект летних автошин в среднем меняется раз в три-четыре года. Рассчитаем емкость рынка: количество автомобилей (в Свердловской области их зарегистрировано около 400 тысяч, ежегодный прирост составляет 7%) умножим на 1,2 - 1,3 (шины для одного авто). С учетом поправки на разбитые российские дороги увеличим коэффициент до 1,4. Итого в Свердловской области за весенне-летний сезон-2002 будет продано около 560 тысяч шин.

Рынок автошин достигнет, наконец, докризисного уровня. При этом сегодняшняя картина кардинально отличается от той, что была три года тому назад.

Резиновые сети

Наиболее значимое отличие - торговля укрупняется. От разрозненных магазинчиков компании движутся к созданию собственных сетей, основу которых составляют торгово-сервисные центры. Приметы цивилизации рынка - набор сервисных услуг. Минимум - шиномонтаж. Максимум не ограничен: автомойка, замена масла и тормозных колодок, полноценный автосервис и т.п.

Одним из способов укрупнения торговых сетей служат франчайзинговые схемы. Крупные оптово-розничные компании пошли на сотрудничество с наиболее развернувшимися партнерами-магазинами, закупающими у них шины для розничной торговли. Суть договоренности такова. Компания предлагает магазину специальные цены, резервирование, складирование и доставку товара, а также общую рекламную политику. Магазин обещает определенную стратегию продаж, оговоренный ассортимент и уровень обслуживания покупателей. Если условия принимаются, над самостоятельно хозяйствующим магазином появляется вывеска с брэндом оптовика. К магазину это привлекает покупателя, ищущего качество. Оптово-розничные фирмы приобретают новую функцию - управляющей компании, логистического центра, анализирующего и контролирующего бизнес нескольких десятков торговых точек.

Наиболее развит рынок торговли автошинами и, соответственно, франчайзинговая схема в Свердловской области. Здесь определились три явных лидера: компания "Юмакс", работающая уже 10 лет, и более молодые и агрессивные "Автошинснаб" и "Римэкс". "Юмакс" и "Римэкс" выступают на рынке под собственными именами. "Автошинснаб" работает под двумя брэндами: "Автошины и диски мира" и "Pneus-Expert". (Последний появился, когда "Автошинснаб" принял участие в развертывании немецкой сети магазинов "Pneus-Expert", дочерней структуры известного германского производителя автошин Continental. За несколько лет "Pneus-Expert" открыл в Европе по франчайзинговой схеме более 3 тысяч магазинов. Уральские предприниматели решили повторить успех, правда, в более мелких масштабах - до 100 торгово-сервисных центров по Уральскому региону и прилегающим областям. Основной этап воплощения идеи запланирован на 2003 год, а потому рано говорить о том, насколько удачно немецкий опыт прижился на территории Урала.)

Пока три ведущих игрока шинного рынка находятся в определенном равновесии. У каждого более 20 магазинов, либо выступающих под их брэндом, либо работающих в тесном партнерстве. Причем расположены они не только на Среднем Урале, но и в Челябинске, Перми и северных городах Тюменской области. Абсолютные цифры реализации компании-лидеры усиленно скрывают, однако, по общему мнению, их совокупная доля составляет около 40% рынка автошин Свердловской области.

Спрос и предложение на областном рынке легковых шин сбалансированы, а екатеринбургский рынок оценивается как переполненный: у магазинов по окончании сезона образуются значительные остатки, от которых избавляются путем распродаж.

Несмотря на высокую конкуренцию, отношения руководителей крупнейших компаний складываются по-деловому. Они периодически встречаются, в том числе и с представителями мелких сетей, чтобы выработать определенные правила игры и пресечь попытки демпинга. Очевидна и другая цель: между растущими крупными оптово-розничными компаниями идет борьба за присоединение наиболее привлекательных торговых точек. К примеру, "Римэкс" за последний год почти удвоил сеть, доведя ее с 13 до 22 объектов.

Для исчезновения мелких и независимых магазинов есть и объективные причины. Благодаря росту покупательной способности населения, все большее количество потребителей предпочитает доплатить за качество и сервис в фирменном центре, чем рисковать, покупая резину на диком рынке.

Маркетинговые стратегии ведущих участников рынка тоже изменились. В период становления крупные компании поделили между собой мировые марки: "Римэкс" специализировался на Continental, "Автошинснаб" стал дилером Bridgestone, "Юмакс" продвигал Michelin. Сегодня "Римэкс" и "Автошинснаб" практически отказались от специализации и предлагают продукцию всех ведущих мировых марок. Дилеры компаний объясняют это тем, что покупатель должен иметь широкий выбор. Принципиально иного подхода придерживается "Юмакс", сделавший ставку на Michelin (дочерние компании Kleber, BF Goodrich) и финскую Nokian Tyres. "Невозможно объять необъятное, - объясняет идеологию "Юмакса" генеральный директор компании Александр Юсин. - Торговать продукцией сразу десяти западных производителей качественно, постоянно поддерживая весь ассортимент, физически невозможно. Можно закупить по нескольку десятков шин от каждого производителя и выставить их в торговом зале. Их купят, но через месяц в этот магазин придет автомобилист, взявший недавно комплект шин, и попросит продать еще одну взамен уже испорченной. Тогда окажется, что ее привезут только через год, к следующему сезону. Это нечестно по отношению к потребителю, поэтому мы выбрали лучших, на наш взгляд, мировых производителей по летней и зимней шине и стараемся квалифицированно заниматься только ими".

Маркетинговая политика торговых сетей может стать определяющей в конкурентной борьбе крупнейших участников шинного рынка в ближайшие два-три года.

Догоним и перегоним

По оценкам многих участников рынка, в Екатеринбурге через специализированные розничные магазины импортные и отечественные автошины продаются в пропорции 50 на 50. "Потребитель определяет для себя приоритеты сам. Кому-то важнее сэкономить несколько сотен рублей, купить подешевле и самостоятельно забортовать колесо в гараже. А кто-то готов платить за квалифицированную консультацию и надежный сервис фирменных магазинов, - говорит коммерческий директор компании "Римэкс" Александр Подшивалов. - Структура продаж в нашей розничной сети такова: 65% - импортная шина, 35% - отечественная. На авторынках под открытым небом доля продаваемых импортных шин едва ли превышает 5%".

При этом стабильный ежегодный прирост доли импорта в структуре продаж шин составляет 5%. В этом сезоне специалисты прогнозируют преодоление докризисного 15 -20-процентного уровня.

Один из факторов, определяющих соотношение продаж отечественных и импортных шин, - сокращение ценового разрыва между ними. Инфляция, рост затрат и другие причины вынуждают российских шинников систематически повышать цены. Импортная резина замерла на минимально возможной отметке при сегодняшних ввозных пошлинах ГТК. Цена недорогой импортной шины (и летней, и зимней) в розницу начинается от 1100 рублей. Отечественная зимняя ее уже почти догнала (600 - 1000 рублей), летняя пока несколько дешевле (400 - 800 рублей). При этом качество российских шин по-прежнему оценивается на "удовлетворительно". "Опыт работы с рекламациями показывает, что производственные дефекты в импортных шинах встречаются на порядок реже, чем в отечественных, - считает Сергей Разумов, руководитель бюро экспертизы автошин торговой сети "Автошины и диски мира". - Наши шинники еще только идут по пути стабилизации технологического процесса производства и, соответственно, качества изготовленных шин. По уровню технологий мы отстали минимум лет на двадцать".

Справедливости ради отметим: большинство российских заводов в условиях жесткой конкуренции с западными производителями за последние годы много сделали для улучшения качества продукции. Например, единственный производитель автошин в Уральском регионе "Уралшина" смогла добиться того, что ее продукция стала поставляться для заводской комплектации автомобилей "Ода", сходящих с конвейера "Ижмаша". Во всем мире производители борются за попадание на заводской конвейер, это своеобразное признание качества их работы. Теперь "Уралшина" осваивает новую высоту: на стадии разработки контракт с главным автопроизводителем страны АвтоВАЗом на комплектацию "классики".

Между тем усилия российских шинных заводов по части улучшения качества могут оказаться тщетны. Доля шин отечественных марок будет продолжать сокращаться, теперь их начнет вытеснять продукция под всемирно известными названиями, но выпущенная в России. К следующему зимнему сезону ожидается появление на рынке аналога финской шины Nokian Tyres, произведенной на Кировском шинном заводе, она будет носить имя Nordman. На Ярославском шинном заводе по заявке Good Year уже выпущены первые зимние шины 175/70R13 "MEDEO" - аналог известной модели Ultra Grip 400. Через год здесь планируют наладить массовый выпуск широкого спектра шин уже непосредственно под маркой Good Year. А лидер мировой шинной промышленности концерн Michelin и вовсе строит собственный завод в Подмосковье. Результатом этих действий неизбежно станет заполнение рынка шинами мирового уровня качества по ценам российских изделий либо незначительно дороже. Если все эти планы осуществятся, объемы легковых шин совместного российско-иностранного производства (не менее 8 - 10 млн шт. в год) смогут насытить до трети всего российского рынка.

Для потребителя трудно представить ситуацию лучше. Однако большинству российских шинных заводов, особенно мелких придется уходить из сегмента легковых шин.