Иметь мечту

— Вот главное условие для превращения малого предприятия в динамичную компанию среднего бизнеса, утверждает генеральный директор Ассоциации «Налоги России» Игорь Теущаков

Игорь Теущаков

— Игорь Леонидович, в чем, по вашим наблюдениям, особенность компаний среднего уровня?

— Средний бизнес часто вырастает из малого. Активные предприимчивые люди открывают свое дело, например, кафе, и за счет гибкости и динамики быстро начинают развиваться. В какой-то момент становится ясно: либо нужно останавливаться на достигнутом и довольствоваться небольшим, но стабильным доходом, либо превращать количественный рост в качественный.

— Что нужно для реализации второго сценария: деньги, идеи, технологии? 

— Это скорее вопрос психологии. Если для человека цель в жизни — удовлетворить личные потребности, он остается в малом бизнесе. А если у него появляется мечта, он идет дальше и рано или поздно количество переходит в качество. Это первое. Второе важное условие — обучаемость. Первый шаг в бизнес делается обычно стихийно: предприниматель подсматривает что-то у таких же, как он, и старается обучиться мастерству предпринимательства в своей среде. Если он понимает, что уже превзошел эту среду, он должен учиться постигать системные навыки: неважно, что это будет, — курсы, чтение литературы, второе высшее образование. Потому что когда идет рост, надо постоянно тестировать идею на возможность расширения. Многие бизнесы останавливаются в развитии или умирают только потому, что предприниматель уверен: его идея будет кормить его всегда. У нас был клиент, который начал делать веревку особого типа, ее в России вообще никто не делал. Он начал быстро расти, но потом выяснилось, что ее никто и не выпускал, потому что рынок этой веревки очень маленький и этот производитель его быстро насытил. Ему нужно было заранее думать, что еще похожее на эту специальную веревку можно выпускать из уникального материала. А для этого нужно знать законы маркетинга, которые у соседей уже не подсмотришь.

— Какие ошибки чаще всего совершают предприниматели в этот переходный период? 

— Основная ошибка — ориентация на привычные модели развития бизнеса. Например, персонал. В малом предприятии все свои, все друзья, привыкшие работать на совесть. Когда объемы бизнеса увеличиваются в разы, необходимо выстраивать систему: нанимать персонал, который будет работать за зарплату, а для этого нужно по уму выстраивать систему мотивации. И далеко не у всех получается отойти от панибратских отношений. Вторая распространенная ошибка — надежда, что как в малом бизнесе удастся «проскочить». Приведу опять пример из практики. Недавно к нам обратился клиент, который захотел расширить бизнес и купить производственные площади. Мы начали анализировать проект и увидели массу проблем. Самая главная — необходимость получения специальной лицензии. Для предпринимателя это было откровением, потому что раньше он закупал сырье на стороне без всякой лицензии. Но мы ему объяснили: там объемы были совершенно другие. Показали обширную судебную практику, сколько людей погорело на аналогичном продукте. То есть на этой стадии нужна концептуальная проработка проекта.

— Наверное, стоит взглянуть и на налоговое планирование?

— Стоит. Причем делать это лучше на начальной стадии: тогда можно доказать, что организация торговых домов и дочерних предприятий — насущная потребность бизнеса, а не налоговая оптимизация. Если же компания начинает создавать такую структуру на этапе роста, у налоговой инспекции обязательно возникнут вопросы: зачем переводите персонал в торговый дом с упрощенной системой налогообложения? И придется очень потрудиться, чтобы доказать, что в этой схеме нет злого умысла. Налоговые риски надо просчитывать обязательно: плохо много платить, потому что это деньги предприятия, и плохо мало платить, потому что это может обернуться огромными штрафами и финансовыми потерями.