В центре Бейрута, прямо напротив резиденции правительства, шииты организовали импровизированный палаточный городок. Митингующие требуют проведения досрочных парламентских выборов с последующим формированием нового правительства. Так, по мнению шиитов, можно выйти из тупика. «Ас-Синьора, уходи», «Долой правительство!» -- скандирует площадь. У демонстрантов все под рукой: рядом с палатками -- биотуалеты и открытые умывальники, где совершаются омовения перед молитвой. Молятся здесь же, расстилая коврики перед палатками. Банки и магазины не работают, их хозяева опасаются, что бизнес потерпит серьезный ущерб. Над фешенебельной некогда площадью витают ароматы горячей кукурузы и бобов, шустрые торговцы разносят бублики из тонкого теста и кофе. «Мы думаем, что нам придется жить в палатках в центре города как минимум месяц», -- цитирует РИА "Новости" одного из участников движения «Амаль» Джихада Берро.
Напомним, кризис власти в Ливане разразился после того, как правительство затеяло обсуждение проекта документа ООН о создании трибунала по убийству бывшего премьера страны Рафика Харири. Он и еще 20 человек погибли в феврале 2005 года в результате взрыва бомбы. Международные следователи пришли к выводу, что убийство носило политический характер и не могло быть организовано без одобрения высокопоставленных сотрудников сирийских служб безопасности, не желающих терять контроль над соседней страной, и без сговора с ливанскими коллегами.
В ответ на намерение кабинета министров Фуада ас-Синьоры обсуждать эту тему шесть министров, представляющих в правительстве интересы двух шиитских партий «Хезболлы» и «Амаля», ушли в отставку. Вскоре в Бейруте был убит министр промышленности Пьер Жэмайель, лидер христиан-маронитов и противник просирийских сил в стране, основу которых составляют шииты. Антисирийские силы в парламенте и правительстве Ливана обвинили лидера «Хезболлы» шейха Хасана Насраллу в попытке помешать наказанию виновников убийства Харири. А заодно и Жэмайеля.
Насралла в долгу не остался, он заявил, что кабинет Фуада ас-Синиоры в ближайшее время падет: «Это правительство провалилось, оказалось неспособным выполнить свои обещания и потерпело крах во всех областях -- в экономике, политике, социальных программах, сфере безопасности по причине того, что в нем представлена только одна команда, принимающая решения на основе указаний лидеров движений, не входящих в правительство». И вывел народ на улицы.
Что происходит в Ливане?
В этой стране 17 конфессий, мир между которыми поддерживается благодаря национальному пакту -- соглашению между общинами, в соответствии с которым построена политическая система государства. Все роли во властных структура Ливана распределены: президент -- христианин–маронит, премьер – суннит, спикер парламента – шиит и т.д. «Это очень хрупкая система, она обеспечивала в течение многих лет межконфессиональный мир и стабильность, хотя ситуация время от времени взрывалась вследствие вмешательства внешних сил», -- отметил Виталий Наумкин, директор центра стратегических и политических исследований РАН. Среди внешних игроков на ливанском поле лидируют Израиль, Сирия, Иран, США и арабские соседи.
Сегодня межконфессиональный баланс меняется в пользу шиитов. Их около 45%, это самая многочисленная община, рассказал Виталий Наумкин «Эксперту Online». К тому же истеблишмент Ливана уже не удовлетворен политической системой: в свое время конфессиональные силы договорились о том, что эта система будет меняться и постепенно уступать место нормальной представительной, в рамках которой во власть избирают политиков не по конфессиональному признаку, а по их роли в общественной жизни страны. «Эта система никак не может сложиться, так как страшно расставаться с тем, что сохраняло стабильности в обществе», - подчеркивает он.
Нельзя игнорировать и тот факт, что летняя война 2006 г. между Израилем и Ливаном для Тель-Авива была весьма неудачной. «Хезболла» хочет перевести свои военные успехи в новые соотношения сил внутри страны, уверен осведомленный источник «Эксперта Online» в дипломатических кругах. К этому можно добавить внутренний извечный конфликт между шиитами и суннитами, разные оценки палестинской проблемы, разногласия по ситуации в Ираке. Нельзя исключать и интересы внешних сил, которые «пытаются использовать Ливан в своих интересах, стремясь превратить его в свой плацдарм: с одной стороны, это навязывание Западом демократии, с другой – стремление Сирии сохранить позиции как в экономике, так и в политике, и желание Ирана влиять на ситуацию», отметил источник «Эксперта Online».
Таким образом, наблюдатели уверены: деятельность Международного трибунала по убийству Рафика Харири – лишь хороший повод для митингов и манифестаций в Бейруте.
«Хезболлу» не устраивает ее роль в жизни страны. По мнению Насраллы, правительство ас-Синьоры выполняет распоряжения американского посольства. Недоволен он и парламентом, антисирийское большинство которого «пытается сохранить власть, придав разногласиям характер шиитско-суннитской розни». В ответ лидер парламентского большинства Саад Харири отверг требования оппозиции о передаче ей трети министерских портфелей, что позволило бы блокировать любые правительственные решения и парализовало бы деятельность кабинета. Первым шагом к урегулированию кризисной ситуации он назвал «возвращение шиитских министров».
Ну а ас-Синьора так и вовсе отказался уйти в отставку. «Мы не позволим совершить переворот против нашего демократического режима. Ливанской независимости угрожают, и его демократическая система в опасности», -- сказал премьер. Он пообещал бороться против возвращения сирийской опеки над Ливаном, которая обеспечивалась военным присутствием и политическим управлением страной со стороны Дамаска до апреля прошлого года. Ас-Синьора утверждает, что снять нынешнее правительство можно только законными методами: «Никакого другого способа убрать правительство кроме как через парламент, который наделил его полномочиями, не существует».
Третий день противостояния завершился тем, что в суннитских районах Бейрута произошли столкновения. Дело в том, что шииты, сторонники «Хезболлы», направляясь к резиденции правительства, идут через суннитские районы. Сунниты уже несколько раз дрались с демонстрантами, в ход шли камни, палки и ножи. В воскресенье в ходе одной из таких потасовок погиб один шиит, еще несколько получили ранения. Установить, кто стрелял, не удалось. В стычки между активистами суннитского движения «Аль-Мустакбаль» и сторонниками шиитской «Хезболлы» неоднократно вмешивалась полиция, применяя гранаты со слезоточивым газом. Центр столицы полностью парализован. Но лидер «Хезболлы» шейх Хасан Насралла и глава Свободного патриотического движения генерал Мишель Аун ответили отказом на требование властей увести людей из центра Бейрута.
Положение в Ливане вызывает озабоченность у лидеров стран региона. Израиль опасается, что «Хезболла» начнет провокации на границе с Израилем. Силы ЦАХАЛ на границе с Ливаном уже приведены в состояние повышенной боеготовности. Тем временем Генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса прибыл в Бейрут для переговоров с правительством Синьоры и лидерами оппозиции. Он пытается вернуть стороны к выработке компромиссного соглашения. Аналитики очень рассчитывают на миротворческую роль Мусы. «Я верю в возможность достижения компромисса. Шииты не готовы к тому, чтобы пойти на силовой захват власти, хотя сторонников отказа от пропорциональной конфессиональной системы политической власти достаточно много среди других общин страны», -- говорит Виталий Наумкин. Но, по его мнению, сами противоборствующие стороны к компромиссу придти не смогут.
В каком формате возможен компромисс?
По мнению Виталия Наумкина, это может быть, например, отставка премьера ас-Синьоры или достижение договоренности о смене политического курса его правительства. На какие уступки способна «Хезболла»? Ну, например, отказ от требований отставки премьера, если он пойдет на изменение курса и предоставит этой организации гарантии того, что интересы сирийцев будут соблюдены. Другое поле для компромисса – деятельность Международного трибунала по убийству Харири. «По этому вопросу можно договориться, чтобы не взорвать ситуацию», -- полагает директор центра стратегических и политических исследований РАН.
У «Хезболлы» много сторонников, к тому же есть активный и энергичный христианский союзник Мишель Аун, влияния которого недооценивать нельзя. Консолидация общин в Ливане велика, идея проведения независимого курса, антизападные настроения, осуждение оккупации Ирака, антиизраильские идеи – все это сегодня близко значительной части населения страны, уверены наблюдатели. Но силен и лагерь сторонников ас-Синьоры. Он – законно избранный премьер и пользуется поддержкой Запада. Поэтому исключено, что кто-либо из противников военным путем попытается навязать свою точку зрения.
Итак, «Хезболла» показывает, что с ней надо считаться, и желает получить политические дивиденды. Но при этом никто в этой стране не хочет войны. И этот плюс, в конечном счете, может сыграть главную роль. Хотя возможности гражданской войны исключить не берется никто.