Несмотря на требование российского МИДа закрыть с 1 января филиалы БС в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге из-за отсутствия у них необходимого правового статуса, сотрудники этих отделений сегодня вышли на работу. По мнению британских дипломатов, деятельность культурно-информационных центров не нарушает правила Венской конвенции о консульских отношениях (от 1963 года) и определяется договором о сотрудничестве, подписанным в 1994 году правительствами России и Великобритании. В МИДе, однако, считают, что то соглашение носило рамочный характер и не может определять «ни юридический статус, ни порядок открытия, ни условия функционирования отделений Британского совета в России».
Новый виток дипломатического скандала не заставил себя ждать. Сегодня посла Великобритании в РФ Тони Брентона вызвали в МИД, где объяснили позицию Москвы по спорному вопросу. «В ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения БС в Санкт-Петербурге, российская сторона не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности БС, и продлевать аккредитацию нынешним», -- говорится в официальном сообщении внешнеполитического ведомства. Если деятельность совета в регионах будет продолжена, российская сторона готова принять «дополнительные меры», в том числе в отношении офиса БС в Москве. «Рассчитываем, что британские партнеры прекратят игнорировать очевидные факты и воздержатся от линии на дальнейшую конфронтацию, чреватой самыми негативными последствиями для российско-британских отношений», -- предупреждает МИД РФ.

Консульство Великобритании в Москве на данный момент ограничилось кратким комментарием: «Мы внимательно изучаем текст памятной записки, врученной послу в МИДе РФ». Ранее Тони Брентон заявлял, что намерения закрыть филиалы совета носят политический характер. Косвенно это подтверждал и министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Летом британская сторона пошла на систематическое ухудшение отношений с РФ», – сообщил он еще 14 декабря, напомнив, что в июле Великобритания выслала российских дипломатов и приостановила переговоры об облегчении визового режима. В качестве ответной меры Россия заморозила работу над двусторонним соглашением о культурных центрах, которое и должно было бы урегулировать спорные вопросы. Однако впоследствии и сам министр, и другие представители МИДа подчеркивали, что на обострение пошла британская сторона, а прямая связь между высылкой дипломатов и требованием закрыть филиалы БС отсутствует. По сути, представители дипломатических ведомств обеих стран говорят об одном и том же, но в зеркальных вариантах. Лондон считает, что Россия увязывает работу в сфере культуры и образования с «делом Литвиненко», а московские коллеги называют подобные заявления спекуляциями и настаивают на том, что претензии к БС лежат в сфере налогов и права.
Директор БС в России Джеймс Кеннеди, в свою очередь, выразил надежду, что будет найдено решение, которое позволит его организации продолжать работу. Выйдут ли во вторник на работу сотрудники региональных офисов, пока неизвестно. Если да, то стоит ожидать подключения к процессу сотрудников прокуратуры и налоговой службы РФ.