Атмосфера III съезда действительно была помпезной. Огромная сцена Кремлевского дворца съездов утопала в золоте и багрянце. Первый концерт Чайковского в исполнении симфонического оркестра послужил саундтреком к хронике предвыборных поездок Сергея Миронова, перемежавшихся кадрами из счастливой жизни простых россиян. Боковые мониторы тоже показывали лидера партии: Миронов шел по Лондону и на фоне офиса британского премьера давал интервью телепрограмме «Вести». Тем временем по темноте ползли лазерные элеваторы, возникало из ниоткуда лазерное доступное жилье, лазерные дрожащие руки поднимали куда-то вверх лазерную Россию.
Несколько снижали пафос только молодые справедливороссы. Дабы зал на 6 тыс. посадочных мест выглядел заполненным, одна из партийных молодежных организаций привезла в Москву несколько сотен своих сторонников. Сторонники, правда, не совсем понимали, где они находятся.
-- Кстати, вот он как выглядит, Сергей Миронов, -- со знанием дела говорил парень какой-то девушке, тыкая в обложку брошюры «Новый социализм – достойное будущее России». Ее вместе с текстом государственного гимна и буклетом «Партия в цифрах» давали всем гостям.
-- Правда? А я думала, он такой высокий и с усами, -- недоумевала девушка, видимо, перепутав спикера верхней палаты со спикером нижней.
Некоторым из них съезд быстро наскучил, и они попытались уйти, столкнувшись, однако, с бдительными гардеробщицами Дворца съездов. Пожилые дамы быстро опознали в этом попытку нарушения партийной дисциплины и ребят выпускать отказывались.
-- Мы не рабы, -- кричала какая-то девушка. Искренне кричала.
Протокольная часть много времени у делегатов не отняла. Как и ожидалось, эсэры изменили и утвердили новый устав, серьезно упрощающий структуру руководства партии, и приняли новый проект программы. Главными руководящими органами становятся центральный совет и его президиум, кроме того, появляется должность первого секретаря ЦС и девяти его заместителей – секретарей ЦС. Пост первого секретаря занял вице-спикер Госдумы, бывший лидер «Родины» Александр Бабаков, остальные видные эсэры – Геннадий Гудков, Оксана Дмитриева, Игорь Зотов, Олег Шеин, Михаил Старшинов и другие – поделили между собой кресла секретарей. Секретарем центрального совета стал и Николай Левичев, лидер «справедливой» фракции в Госдуме, традиционно считающийся правой рукой Сергея Миронова, ранее он занимал пост главы политбюро СР. Само политбюро (как и оргбюро) свое существование прекратило. Впрочем, право финансовой подписи, как пояснили «Эксперту Online» делегаты, за собой оставил председатель партии. При этом Миронов, выступая на съезде, призвал исключить из проекта нового устава, оставляющего за ним право решающего голоса при принятии организационных решений в случае внутрипартийных споров.
Ряд корректировок коснулся и структуры региональных отделений. Теперь у них становится больше полномочий. По словам партийцев, необходимость корректировки устава объяснялась большим количеством шероховатостей в его тексте -- именно они дали возможность политическим оппонентам эсэров снимать их с выборов в региональные заксобрания в марте.
Новое назначение получил и бывший член ЛДПР, завсегдатай столичных гей-парадов и большой друг девушек из группы «Тату» Алексей Митрофанов. «Я буду курировать международное направление», -- объяснил он журналистам, добавив, что именно в его руках будет подготовка партии к вступлению в Социалистический интернационал, ради чего они даже намереваются открыть штаб-квартиру СР в Лондоне. Митрофанов заверил «Эксперт Online», что международные связи эсэров столь широки, что приехать в Кремлевский дворец съездов намеревался даже президент Никарагуа Даниэль Ортега, но не смог. «Мы серьезным образом рассчитываем на положительное решение о вступлении "Справедливой России" в Социнтерн уже в июне этого года, -- заметил "Эксперту Online" Бабаков. -- И в своей работе мы намерены воспользоваться наработками и колоссальным идейно-теоретическим наследием ведущих европейских социал-демократий. Это прежде всего наработанный и успешно применяемый в ряде европейских стран законодательно оформленный пакет социальных программ».
Проект программы, также принятый на съезде, вновь подтвердил курс эсэров на построение нового социализма. Миронов напомнил о расширяющейся пропасти между богатыми и бедными, предложил однопартийцам защитить профсоюзы, внеся в Госдуму соответствующие поправки в трудовой кодекс, обрушился на телевидение, ежедневно вбивающее в сознание россиян ценности «пьянства и мордобоя». Закон о создании общественных советов на телевидении, разработанный Советом Федерации, в ближайшее время также будет внесен в Думу, пообещал Сергей Михайлович. Отдельное внимание он уделил развитию интернета -- сайты большинства региональных отделений партии не обновляются по нескольку месяцев, а, например, у региональной организации в Ямало-Ненецком АО сайта просто нет. Подразумевалось, видимо, что интернет в этом суровом крае все-таки есть.
Напомнил лидер эсэров и о том, что его партия была и будет оставаться в оппозиции к «Единой России». Он детально остановился на объяснении, почему все-таки президент Владимир Путин возглавил «Единую Россию» и почему это не должно пугать эсэров. «Если президент считает это необходимым – это его решение, и мы будет его уважать, -- чуть грустно произнес Миронов, тут же продолжив, -- но Владимир Путин не вступил в партию». Зал сорвался на аплодисменты.
-- Нас от «Единой России» отличают две вещи: «Единая Россия» -- это партия власти, а «Справедливая Россия» -- партия гражданского общества. «Единая Россия» -- партия работодателей, а мы -- партия трудящихся, вот и все отличия, -- выдохнул Миронов. Зал вновь зааплодировал.
Рискованное предложение оппонировать своим работодателям никого из трудящихся не смутило.