Сырьевая навсегда

Для того чтобы увеличить пенсии, Минфин предлагает повысить подоходный налог и ЕСН. По мнению экспертов и предпринимателей, это приведет к уходу бизнеса в тень, усилению сырьевой ориентации российской экономики и сокращению инвестиций. При этом даже столь дорогой ценой не удастся добиться поставленной цели -- пенсии, если и увеличатся, то ненамного и ненадолго.

Минфин придумал, как сделать, чтобы россияне получали достойную пенсию. Он предлагает существенно повысить единый социальный и подоходный налоги.

«Если мы хотим сделать достойную пенсию, достойное здравоохранение и образование, что нам предпринять? Конечно, нам придется повышать налоги, нам придется повышать доходные источники. Мы стоим на черте, за которой дальнейшее увеличение вложений в эти сектора и повышение пенсий потребует повышения налогового бремени», – сообщил вчера министр финансов Алексей Кудрин. В частности, он предлагает индексировать в 2010 году пороговые значения регрессивной шкалы единого социального налога (ЕСН) почти в четыре раза, а затем ежегодно увеличивать их в соответствии с ростом зарплат. Также, считает Кудрин, с 2020 года надо повысить максимальную ставку ЕСН с 26% до 29%. «Это предусмотрено ключевыми параметрами бюджетной стратегии на период до 2023 года, которая будет внесена в правительство в течение недели», – пояснил министр.

С 2005 года максимальная ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26% и введена регрессивная шкала, при которой ставка снижается по мере роста зарплаты: с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей – 10%, свыше 600 тыс. рублей – 2%. Минфин предлагает в 2010 году взимать 26% с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, с зарплаты от 1,1 млн до 2,3 млн рублей – 10%, с зарплаты свыше 2,3 млн рублей – 2%.

Министр финансов отметил, что с ростом зарплат все большие суммы облагаются по меньшим ставкам, поэтому эффективная ставка (усредненная ставка, позволяет оценить реальное налоговое бремя) ЕСН ежегодно снижается на 1–2 процентных пункта. Это приводит к снижению доходов, направляемых на выплату пенсий. В частности, если в 2005 году эффективная ставка составляла 24,7%, то по итогам 2007 года – уже 21,5%. К 2010 году эффективная ставка будет на уровне 20%, если не индексировать шкалу ЕСН. Индексация позволит вернуть ее на уровень 2005 года – к 24,7%.

Помимо этого Минфин предлагает увеличить подоходный налог для лиц моложе 40 лет на 3% – с 13 до 16%.

В итоге, отмечает Кудрин, коэффициент замещения (средняя пенсия по отношению к средней зарплате) должен составить не менее 40%.

Пока что Минфин поддержал только Минздравсоцразвития, который даже переплюнул финансовое ведомство, предложив увеличить ЕСН на целых 8%.

В Министерстве экономического развития «Эксперту Online» сказали, что пока не готовы комментировать эти инициативы. Эксперты же и предприниматели от предложений Минфина просто в ужасе. Увеличение налоговой нагрузки закончится уходом в тень бизнеса, усилением сырьевой ориентации российской экономики и сокращением инвестиций.

«Что касается увеличения подоходного налога, то это значит, что мы просто не будем заинтересованы в привлечении на работу молодежи, – говорит председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. – Поскольку выпускники учебных заведений в государственной системе обучены отвратительно, мы на предприятиях вынуждены их переобучать, тратя на это время и деньги. И сейчас нам фактически говорят, что эти работники будут для нас дороже на 3%, чем работники старших возрастов. Это откровенное дестимулирование вовлечения молодежи в производство».

Индексация ЕСН и регрессивной шкалы, по мнению Данилова-Данильяна, ударит в первую очередь по обрабатывающей промышленности.

«В течение 3–4 лет этот налог не индексировался, что давало возможность спокойно разрабатывать длинные инвестиционные планы, проекты, понимая, что ставка налога не меняется, – говорит Данилов-Данильян. – Если мы переходим в режим индексаций, то мы тем самым переходим в режим, когда ситуация гораздо менее определенна. Налоговый климат ухудшается. А значит, все инвестиционные проекты надо пересчитывать и от некоторых отказываться. Это страшно в первую очередь для обрабатывающих отраслей, в которых стали платить в последние годы своим сотрудникам бОльшую зарплату по сниженной ставке. По предлагаемой шкале меньший объем налогов смогут платить только предприятия сырьевых отраслей, где самые большие зарплаты. Получается, что мы закрепляем сырьевую ориентацию российской экономики». Заметим, что повышение ЕСН больно ударит по всем отраслям, где велика доля затрат на оплату труда, в том числе по представителям инновационной экономики: производителям программного обеспечения, создателям интеллектуальной собственности в любой его форме.

В итоге, отмечает представитель бизнеса, если инициативы Минфина будут приняты, то это приведет к полному разочарованию российских предпринимателей во власти.

«При этом решить проблему дефицита Пенсионного фонда так и не получится, – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Коэффициент замещения повысится через несколько лет где-то на 30% с нынешних 26%. Но дальше этого будет недостаточно, опять образуется дефицит Пенсионного фонда и надо будет еще повышать налоги. Дело в том, что надо реформировать всю пенсионную систему. Нужно отказаться от страховой части (сегодня на нее идет больше половины ЕСН) – поскольку страховка в пенсионной системе просто неразумна». Она не предполагает 100% выплат всех страховых сборов, а в пенсионной системе это именно так. Николаев считает, что пенсия должна состоять из базовой и накопительной частей, при этом отчисления в накопительную часть должны делать поровну работодатели и работники. Только в этом случае можно будет добиться адекватных пенсий для граждан.

«Расчет показывает, что предложенные меры сократят дефицит Пенсионного фонда, но не ликвидируют его, – соглашается председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров. – Самое главное, на мой взгляд, в решении данной проблемы не концентрироваться только на повышении обеспечения пожилых людей и всех, кто прекратил работу, но и не забывать два остальных компонента. Необходимо совершенствовать Семейный кодекс: создавать такие условия, чтобы дети могли помогать своим родителям. А самое главное – большинство этих мер рассчитано на 2020 год. К этому времени, как планируется, 70% населения России будут составлять средний класс. Тут стоит обратить внимание на то, что представители среднего класса в России не рассчитывают на пенсионные выплаты как на финансовое обеспечение старости. Для них, как известно, основное обеспечение пенсии – это труд и имущество. В связи с этим возникает проблема о защите собственности, разработке новых инструментов собственности, ценных бумаг и так далее. Эти вещи должны развиваться параллельно, а может быть, и на опережение».