США
инспектируют Ближний Восток. Глава Пентагона Роберт Гейтс ведет переговоры в Израиле, Иордании и Ираке. Спецпредставитель президента США по региону Джордж Митчелл также приступил к «полевым» работам.
В центре внимания визита в Израиль — тема Ирана. Гейтс из Иерусалима призвал Тегеран до сентября (до начала сессии Генассамблеи ООН) дать ответ на мирные инициативы Вашингтона. Он подчеркнул, что предложение президента США Барака Обамы о возобновлении диалога с Ираном не является бессрочным. И напомнил обещание президента США: «Если Иран разожмет кулак, мы протянем ему руку».
Речь идет прежде всего об отказе Ирана от разработок в сфере ядерной программы, которую США считают далеко не мирной, тогда как Тегеран утверждает, что она носит исключительно невоенный характер.
Наивно было бы ожидать от Тегерана, что он к сентябрю откажется от десятилетиями выдвигаемого постулата о мирном атоме. Обама, скорее всего, ждет подвижек в вопросе прозрачности контроля над программой ИРИ. По мнению американиста Валерия Гарбузова (Институт США и Канады РАН), Вашингтон хочет допуска экспертов, включая американских, на все без исключения ядерные объекты Ирана. «Прозрачность раскроет карты. Инспекции способны гарантировать, что иранские исследования и программа в целом не представляет угрозы», — заявил он «Эксперту Online». Сейчас иранцы позволяют инспекторам МАГАТЭ посещать лишь отдельные объекты, и это не устраивает США. Вопрос прозрачности мог бы быть решен за столом переговоров.
Напомним, в конце апреля 2009 года Обама, выступив с видеообращением к иранцам по случаю Навруза, предложил начать новую эру взаимодействия. Тегеран откликнулся заявлением о том, что ждет реальных шагов Вашингтона. Правда, время от времени из руководства ИРИ поступают сообщения о том, что работа над соглашением с Западом идет. В чем суть документа — неясно. Однако из того, что просачивается в прессу, очевидно: сдвигов позиции по атому нет и не будет. «Мы подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и следуем всем его правилам, по которым не запрещается развивать ядерную энергетику в мирных целях. Но повторяем еще раз: в нашей оборонной структуре нет места ядерному оружию», — сказал официальный представитель МИД ИРИ Хасан Кашкави. По его словам, «если американцы изменят политику в отношении Тегерана и будут, как ранее обещали, помогать в авиастроении и атомной сфере Ирану, то это можно только приветствовать». Напомним, США ранее выражали готовность оказать помощь Ирану в сфере обеспечения безопасности полетов и в строительстве АЭС (чтобы у Тегерана не было необходимости развивать национальную атомную программу).
В ходе визита в Израиль Роберт Гейтс указал, что если Вашингтон не дождется к сентябрю никаких позитивных известий из Тегерана, то «будет вынужден опять прибегать к жестким санкциям». И пообещал, что они будут ужесточены.
Отметим, Иран в настоящее время находится под действием санкций СБ ООН. Скорее всего, мотивировать к отказу от атома принятием более суровых мер не удастся. Всякий раз, когда Совбез принимал решение об ужесточении санкций, Тегеран ужесточал риторику — как антиамериканскую, так и антиизраильскую.
Теперь в ИРИ ситуация сложная: идет формирование правительства. Переизбранный не без скандала на второй срок Махмуд Ахмадинежад после недельного противостояния с аятоллой Хаменеи был вынужден принять отставку с поста вице-президента только что назначенного Эсфандияра Рахима Машаи, своего родственника и сподвижника, обнаружившего отсутствие антипатий к израильскому народу. Он высказал, что иранский народ и израильский народ — друзья. Затем президент отправил в отставку министра информации (главу разведки) Голям-Хосейна Мохсени Эджеи, далеко не последнего чиновника в администрации.
Ахмадинежад впервые продемонстрировал непослушание рахбару, на которого ранее сам опирался, что дает основание для особого беспокойства. В исламской республике так не принято. Это плохой знак для Ирана и всего региона в целом, полагает Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. «Аятолла Хаменеи не может справиться с полностью вышедшим из-под его контроля президентом. За Ахмадинежадом КСИР и БАСИДЖ — люди с ружьем, — заявил он “Эксперту Online”. — Так возникает светский Иран, значительно худший, чем во времена аятолл. Это военная спецслужбистская, авторитарная республика».
В такой ситуации Израиль серьезно опасается за свою жизнь. Как заявили приехавшему Гейтсу премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак, необходимо принять любые меры для предотвращения овладения Ираном ядерным оружием. Глава МО уточнил: «Мы рассматриваем все возможные варианты реакции на иранскую ядерную программу. Такова наша политика, и я отвечаю за свои слова. Мы рекомендуем другим странам занять похожую позицию, но мы не будем никого заставлять принимать ее». Таким образом, Израиль готов нанести превентивный удар по Ирану. Такие заявления звучат из Тель-Авива не впервые. Известно, что израильтяне всегда держат порох сухим, особенно предназначенный для Ирана.
Подтверждение позиций главе Пентагона было сделано специально, в целях оказания давления. Сегодня Израилю мало солидарности США по иранскому атому. Нужна реальная помощь в том, чтобы Тегеран отказался от ядерной программы.
У администрации США нет ни тактики, ни стратегии в отношении Ирана, заявил Евгений Сатановский, ссылаясь на результаты переговоров с американскими политиками. «Никто не знает, никто не понимает, что делать с Ираном. И это осознают израильтяне», — уверен он. Именно поэтому Эхуд Барак предупредил Гейтса о готовности к превентивному удару. «Если США не принимают решения, которое останавливает иранскую ядерную программу, ее военную компоненту, то, что бы ни думал и ни говорил Обама, Израиль будет защищать себя сам», — резюмирует Сатановский.
В то же время, очевидно, что Тель-Авив не нанесет удар сегодня или завтра. По мнению американиста Валерия Гарбузова, в таком важном вопросе Израиль вряд ли сделает такой шаг без консультаций и без поддержки или молчаливого согласия США. «Хотя и исключать такой крайний вариант не следует», — оговаривается он.
Сатановский уверен: «Превентивный удар наносится израильтянами без объявления. Когда он будет нанесен, СМИ узнают об этом не из объявления премьера, а из сводок боевых действий на фронтах». Тем более что «все планы по нанесению удара по Ирану по трем основным сценариям уж давно есть», отмечает он.
Чтобы успокоить Израиль, госсекретарь США Хиллари Клинтон попыталась максимально использовать красноречие: «Мы намерены сделать все, что можем, чтобы помешать Ирану создать ядерное оружие». В случае создания иранской атомной бомбы Вашингтон будет сдерживать Тегеран за счет наращивания военной мощи своих союзников в районе Персидского залива и расширения «защитного зонтика» над регионом. И все же предпочтение отдается дипломатии.
Это понятно: США невыгодно распылять вооруженные силы по региону — для них достаточно незавершенного иракского проекта и тупикового Афганистана. Это отлично понимают в Тегеране. И не преминут воспользоваться.