В
минувшие выходные министр финансов Британии Алистер Дарлинг заявил о том, что частично национализированные банки Lloyds Banking Group, Royal Bank of Scotland и Northern Rock в ближайшие годы будут разделены на части. По словам министра, это может означать появление к 2013 году трех (или более) новых коммерческих банков, работающих с депозитами и ипотечными кредитами.
Для того чтобы повысить конкуренцию на банковском рынке страны, новые банки будут проданы лишь новым игрокам — например, нефинансовым группам (среди которых называют сеть супермаркетов Tesco или же группу Virgin, которая имеет авиакомпанию, железнодорожного перевозчика и оператора связи) или иностранным банкам. Распродажа новых банков при этом будет проводиться не сразу, а когда улучшится экономическая ситуация в стране. Это должно обеспечить максимальную прибыль бюджету, который потратил десятки миллиардов долларов на спасение банков осенью 2008 года.
Как заявил в интервью ВВС Алистер Дарлинг, создание новых банков необходимо для того, чтобы обеспечить «действительную конкуренцию и выбор для потребителей». По его мнению, ситуация, когда в Британии банковские услуги населению предоставляют «всего полдюжины крупных банков, является неприемлемой». Действительно, на британском рынке банковской розницы более 90% операций приходится всего на шесть банков — частично государственные с прошлой осени RBS, Lloyds Banking Group и Northern Rock, а также на HSBC, Barclays и принадлежащий испанской Grupo Santander банк Abbey.
В прошлом году в разгар финансового кризиса британское правительство провело национализацию трех банков. Еще в феврале 2008 года был полностью национализирован банк Northern Rock, на тот момент пятый крупнейший ипотечный банк страны. В октябре были частично национализированы Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group, созданный в результате экстренного слияния банков Lloyds TSB и HBOS. В результате рекапитализации банков бюджетными средствами британское правительство получило в RBS 70% акций, а в Lloyds Banking Group — 43%.
Спустя год правительство Британии предпочитает избавиться от своих приобретений. «С одной стороны, британское правительство хочет вернуть потраченные средства, которые очень нужны из-за рекордного дефицита бюджета. С другой — Британия испытывает давление со стороны Брюсселя, который настаивает на повышении конкуренции на финансовом рынке. Британия не является здесь исключением — на прошлой неделе в Нидерландах похожее решение было принято по поводу банка ING», — рассказала «Эксперту Онлайн» Вики Редвуд, экономист консалтинговой компании Capital Economics.
Действительно, неделю назад в Нидерландах было объявлено, что ING, одна из крупнейших финансовых групп Европы, будет раздроблена на две части в результате давления со стороны Европейской комиссии. Решение ее антимонопольных органов разделить группу на банковскую и страховые подразделения стало последствием получения финансовой помощи от государства в разгар кризиса в 2008 году. В результате ING будет вынужден продать свое страховое подразделение (которое оценивается в 17–22 млрд долларов), а также продать свой американский сберегательный банк ING Direct USA. Вырученные средства (вместе с теми, которые будут получены в результате размещения новых акций для существующих акционеров, что должно дать 11 млрд долларов) будут использованы для выкупа акций, находящихся в руках правительства Нидерландов, спасшего банк год назад. Таким образом, ING окажется с балансом на 45% меньше, чем до того момента, когда он обратился за помощью со стороны государства.
Раздробление ING, а в будущем и британских банков, стало результатом деятельности комиссара ЕС по конкуренции Нели Крус. Она вынудила те правительства стран ЕС, которые полностью или частично национализировали банки в разгар кризиса, использовать стратегическую возможность для повышения конкуренции на национальных банковских рынках. Еще неделю назад ведомство Крус одобрило планы британского правительства разделить Northern Rock на две части. Одна часть — «хороший банк» — будет включать средства депозитов, обеспечивать новое кредитование и обслуживание части существующих ипотечных кредитов. Вторая часть — «плохой банк» — будет включать остальные (в основном проблемные) ипотечные кредиты.
Какие подразделения будут выделены из Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group, пока неизвестно. Однако аналитики отмечают, что эти банки, скорее всего, будут вынуждены продать свои страховые подразделения, а также часть филиальной сети. В частности, из Lloyds может быть выделен банк Cheltenham & Gloucester (до 1997 года являвшийся независимым ипотечным обществом), а из RBS — Williams & Glyn, использовавшийся до 1985 года бренд за пределами Шотландии. RBS также может избавиться от своего инвестбанковского подразделения в Лондоне, которое в 2007 году значительно расширилось в результате слияния RBS с голландским ABN Amro.
«Распродажа банковских активов станет отличной возможностью для прихода на британский банковский рынок новых игроков. Ими могут стать иностранные банки, например австралийские или американские, или же нефинансовые группы, которые проявляют интерес к банковскому сектору, — скажем, группы супермаркетов. Очевидно то, что период консолидации на британском рынке закончился. Из-за кризиса будет происходить увеличение числа игроков и повышение конкуренции. А это скорее хорошие новости для британского банковского сектора», — рассказал «Эксперту Онлайн» Саймон Уиллис, аналитик NCB Stockbrokers.