Отстрел «Газелей»

Москва, 14.04.2010
Затеянная чиновниками Костромы реформа городского транспорта привела к одному из самых крупных скандалов последних лет. Горожане пишут многочисленные жалобы в администрацию, а частные перевозчики считают, что условия конкурсов, которые намерена объявить мэрия, ведут к выдавливанию с рынка большинства мелких и средних игроков. Тридцать предпринимателей подали в Костромской арбитражный суд иск на городскую администрацию с требованием признать незаконным постановление мэрии о проведении конкурсов.

С частными перевозчиками администрация Костромы сражается давно и упорно. Последнее обострение конфликта случилось четыре года назад, когда чиновники впервые попытались ввести конкурсы на право пассажирских перевозок. Однако тогда проигравшие конкурсы перевозчики пошли в суд, и там признали их правоту – администрация была вынуждена отказаться от этой идеи. За прошедшие годы число новых маршрутов, созданных частниками, выросло примерно в три раза, а число маршруток превысило 500. Новая администрация, ставшая во главе города в начале 2009 года, сразу же заявила, что для Костромы такое количество транспорта и маршрутов избыточно и их будут сокращать. «По одному и тому же маршруту «Газели» ходят буквально друг за другом, – мотивировал такое решение начальник управления городского пассажирского транспорта Евгений Титаренко. – Надо прекратить это никому не нужное дублирование!»

Сокращение числа маршрутов, на которых работают частные перевозчики, и публикация новой схемы движения транспорта уже вызвали в городе крупнейший скандал. Большинство горожан считают, что сокращению подверглись необходимые, а отнюдь не дублирующие маршруты. В администрацию одна за другой идут жалобы – в городе опасаются, что действия чиновников приведут к тому, что Кострома вернется к ситуации 2001-2002 годов, когда частных перевозчиков здесь вообще не было и город находился в перманентном транспортном коллапсе.

Кроме того, вдруг выяснилось, что городским чиновникам не нравятся «Газели», поскольку они «уродуют лицо города». Возглавивший кампанию по реформе городского транспорта первый заместитель мэра Бислан Сатуев в начале года смело заявил: «Мы хотим, чтобы к лету слово «Газель» в городе звучало позорно!» В администрации Костромы говорят, что к санитарному и техническому состоянию «Газелей» есть масса претензий. Но убрать их с улиц решили простым способом: по новому положению о конкурсах, одно из главных условий победы в них – работа на «транспорте большой вместимости», желательно на иномарках. Большинство перевозчиков считают, что одно это условие (в Костроме 95% маршруток – «Газели») не дает им ни малейшего шанса на победу в конкурсах.

По мнению перевозчиков, идея замены «Газелей» экономически нереальна: «Газель» стоит около 450 тыс. рублей и окупается примерно года за три. «Транспорт большой вместимости», например «Форды», который чиновники требуют покупать, стоит не меньше 1-1,5 млн рублей и окупится лет за пять-шесть. При этом для работы на одном маршруте нужно минимум четыре машины. У большинства из перевозчиков просто нет средств, чтобы сразу сменить на иномарки весь транспорт.

Еще один повод для конфликтов – на конкурсах больше шансов имеют те перевозчики, транспорт которых оборудован спутниковой системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать, насколько маршрутка отклоняется от утвержденного графика. Предприниматели настаивают на том, что для них такая штука слишком дорога. Смена и переоборудование автобусного парка могут быть в некоторой степени компенсированы повышением тарифа на проезд (сейчас он составляет 10 рублей), говорят перевозчики. Однако городские чиновники категорически настаивают на том, чтобы цены не росли. «Условия конкурсов специально составлены так, чтобы нас на рынке осталось как можно меньше. Чтобы работали только крупные перевозчики – примерно около двадцати, не больше», – говорят предприниматели. Городская администрация этого и не отрицает. «Да, при новой системе многие предприниматели отсеются, – говорит Бислан Сатуев. – На то и конкурс». Сейчас на рынке пассажирских перевозок в Костроме около 130 игроков.

Чтобы порочность работы на «Газелях» и необходимость реформы городского транспорта как можно быстрее дошла до максимального количества предпринимателей, городская администрация в последние два месяца инициировала многочисленные проверки работы частных перевозчиков. Предприниматели признаются, что «проверками нас просто замучили». Каждый рейд чиновников и сотрудников ГИБДД заканчивается для перевозчиков штрафами, составлением многочисленных актов и предписаний. Сами представители бизнеса считают проверки способом оказать на них давление.

Однако большинство мелких и средних предпринимателей сдаваться не собираются. Часть из них взяли банковские кредиты на покупку машин, рассчитывая, что останутся работать на маршрутах. Многие уверены, что решение Костромского арбитражного суда (первое заседание должно состояться в конце апреля) будет в их пользу. Однако независимо от этого решения большая часть перевозчиков настроена решительно – оставаться работать на маршрутах, несмотря ни на какие конкурсы. «Условия конкурсов, которые объявила администрация, откровенно дискриминируют большую часть перевозчиков. Там прописана масса странных условий – вроде того, что предприниматель должен предупреждать о поломке машины за три дня до того, как она сломалась! Сейчас администрация города вносит изменения в свое постановление о конкурсах – надеюсь, что они будут в нашу пользу», – говорит председатель профсоюза предпринимателей малого бизнеса Костромы Глеб Кириллов.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Дмитрий Медведев рассказал о решенных и нерешенных задачах за время своей работы
      Бывший российский премьер заявил, что он в целом доволен тем, как работал кабинет министров почти восемь лет, хотя и признает, что «были и нерешенные задачи»
    Реклама