На Полюс! На Полюс!

Москва, 29.06.2012

Фото: ИТАР-ТАСС

Несколько дней назад флагман российского атомного ледокольного флота «50 лет Победы» вышел в первый в этом году туристический круиз на Северный полюс. «В ночь на среду атомоход отошел от причала и в два часа ночи покинул Кольский залив. Ходовые испытания, проведенные 23 июня после ремонта "Победы", показали, что все в порядке и атомоход к круизам готов. На его борту более 120 туристов», – рассказал журналистам заместитель гендиректора ФГУП «Росатомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») Андрей Смирнов. Северного полюса (точки с координатами 90 градусов северной широты) ледокол «50 лет Победы» должен достигнуть в субботу-воскресенье, а затем повернет обратно – в Мурманск.

Путешествия на Северный полюс, бывшие некогда уделом лишь отважных первопроходцев, научных исследователей и военных, быстро набирают популярность и у приверженцев экзотического туризма. Американские, норвежские и британские туристические компании уже давно предлагают однодневные авиационные туры на северную «макушку» земли через российскую научно-исследовательскую базу Ice Station «Барнео», которая каждую весну на месяц-полтора устраивается на 89-м градусе северной широты. За 18 тыс. долларов туристов «любого возраста и состояния здоровья» через норвежский Лонгйир самолетом доставляют на льдину, где располагается база, там пересаживают на вертолет и – через 40 минут турист на полюсе. Два часа на фотографирование, ритуальное построение снеговика, обнимание «земной оси» и – обратно на «Барнео» и дальше. В этом году, как сообщил блог станции, на Северном полюсе состоялась даже первая свадьба – узами брака сочетались известный норвежский путешественник Борге Оусланд и его невеста Хейге, принадлежащие к лютеранской вере. Сюрпризом для участников церемонии стало появление британского лыжника-одиночника Марка Вуда, который после нескольких дней пути с «Барнео» в этот момент завершил одиночный поход к полюсу. По свидетельствам очевидцев, он показался из-за торосов во время фейерверка с хрестоматийной фразой «А что это вы здесь делаете?», поздравил молодоженов и направился обратно, отказавшись от предложения подбросить его до базы на вертолете.

Второй маршрут на Северный полюс – чисто российский. Когда в 90-е годы прошлого века атомный ледокольный флот России остался фактически без работы (научные исследования в Арктике были свернуты, военные побросали арктические базы и тоже ушли, Северный морской путь фактически закрылся и т.д.), кому-то пришла в голову хорошая идея начать возить на ледоколах к Северному полюсу туристов (тем более что толщина льда там летом, как правило, не превышает 2-3 метров).

Первыми, естественно, начали «покорять Арктику» на российских ледоколах туристы из США и Великобритании (в среднем – 60-70 человек за сезон). Затем, в начале этого века, подключились японцы и западноевропейцы. Лет пять-шесть назад пошел поток желающих из Восточной Европы, Бразилии и Чили. В последние годы наибольшую активность проявляют китайцы – в прошлом сезоне туристов из Поднебесной набралось аж 130 из 530 человек, которые в 2011 году посетили на российских ледоколах Северный полюс. Сами россияне пока в меньшинстве – 58 человек за прошлый год (хотя в сезоне 2009 года российских туристов было вообще девять человек). 

Удовольствие в комфортных условиях в течение 12 дней почувствовать себя первопроходцем Арктики стоит, по информации Travel.ru, в среднем, 22 тыс. долларов на человека в двухместной каюте. На борт за один рейс атомоход типа «50 лет Победы» может взять до 130 пассажиров плюс такое же количество экипажа, включая морских биологов, историков, гидрогеологов, гляциологов, климатологов (отправляясь в коммерческий рейс, атомоход попутно осуществляет и научную программу). Поэтому рентабельность работы атомных ледоколов типа «50 лет Победы» или «Ямал» на туристических рейсах, по информации РИА «Новости», входит в первую тройку самых выгодных для «Атомфлота» работ.

Проблема в том, что за один летний арктический сезон – с конца июня по август атомные ледоколы «Росатома» могут совершить лишь четыре-пять рейсов с туристами. Но климат в Арктике меняется. И меняется достаточно сильно. Никто не может сейчас толком сказать, насколько далеко летом будут уходить от берега льды Северного Ледовитого океана и сколько будет продолжаться потепление. Но в навигацию прошлого года суда, двигавшиеся по Северному морскому пути (СМП, вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана), в середине лета уже практически не пользовались услугами ледоколов – в этом не было нужды.

И если так пойдет и дальше, то уже в этом году ледокол «50 лет Победы» совершит не пять, а шесть рейсов с туристами на Северный полюс, а сам туризм в Заполярье из чего-то очень экзотического может превратиться в небольшую, но устойчивую отрасль. Ведь дело не только в климате, который позволяет, например, увеличить количество рейсов на полюс и тем самым несколько снизить стоимость туров. Высокая стоимость туристического посещения российского Крайнего Севера напрямую связана с неразвитостью и транспортной, и туристической инфраструктуры в Заполярье вообще. Поэтому 25 дней путешествия от Анадыря до Мурманска по Северному морскому пути сейчас обходятся путешественнику, в зависимости от класса проживания, от 27 до 45 тыс. долларов. Но именно сейчас российское государство наконец-то начало вкладываться в развитие Арктики, в том числе возрождение Севморпути. Туристическую инфраструктуру начали активно развивать и сами северные регионы России. А это означает, что через какое-то время туристические маршруты на ледоколах к Северному полюсу, по Северному морскому пути, на материковое Заполярье России могут стать как для иностранных, так и для российских туристов менее экзотичными, но более популярными.  

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  2. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  3. Спрятанные за рубежом деньги возьмут в оборот
    Власти намерены активизировать работу по возврату капитала, вывезенного преступным путем из России
Реклама